Гражданское общество Среднего Урала : на главную

Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта о нас история
База данных НКО
Проекты НКО
Вестник Вместе
Новости АСИ
Форум НКО
Полезные ресурсы
Регистрация НКО и общественных объединений
Налоговая отчетность
Свод основных принципов деятельности некоммерческих организаций

Проекты НКО

Cоциологическое исследование Благотворительного фонда Региональный центр социального сопровождения освободившихся женщин"

Благотворительный фонд Региональный центр социального сопровождения освободившихся женщин при поддержке Института общественного проектирования провел социологическое исследование на тему: Эффективность работы системы государственных, муниципальных и коммерческих структур по оказанию социальной помощи лицам, освобождающимся из исправительных учреждений.

При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 192-рп.

Цели исследования

1. Изучение практики работы государственных и муниципальных структур, призванных оказывать содействие в решении возникающих проблем у лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

2. Анализ опыта работы государственных, муниципальных и коммерческих организаций по трудоустройству лиц, освобождающихся после отбытия срока наказания.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретическую и практическую модель существующей государственной системы оказания социальной помощи лицам, освобождающимся из исправительных учреждений.

2. Определить эффективность работы системы государственной социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

3. Разработать механизмы повышения эффективности оказания социальной помощи лицам, имеющим судимость, в пост-пенитенциарный период.

Объект исследования

Лица, достигшие совершеннолетия, освободившиеся после отбытия срока наказания из исправительных учреждений.

Предмет исследования:

1. Решение проблем трудоустройства;

2. Решение жилищных проблем;

3. Решение проблем документирования личности;

4. Решение семейных проблем;

5. Решение проблем психологической реабилитации;

6. Решение проблем с нарушением гражданских прав;

7. Эффективность существующей системы организаций, занимающихся ресоциализацией лиц, отбывших наказание;

8. Потребность в специализированных организациях, занимающихся ресоциализацией лиц, отбывших наказание.

Исследование проводилось на базе Свердловской области.

В ходе исследования изучалась работа организаций, работающих с лицами, освободившимися после отбытия наказания. Это: Центры занятости населения, ОВД, Комплексные Центры (Управления) социальной защиты населения, предприятия (государственные, муниципальные, частные).

В качестве ключевых информаторов выступили респонденты, которые в силу сферы профессиональных обязанностей либо должностного положения, являются компетентными в обсуждаемых темах экспертного опроса. Это:

- Руководители Центров занятости населения (1 эксперт от каждой территории) - 29 экспертов;

- Руководители или ведущие специалисты отделов внутренних дел (1 эксперт от каждой территории) - 29 экспертов;

- Руководители Комплексных Центров социальной защиты населения или Управлений по социальной защите населения (1 эксперт от каждой территории) - 29 экспертов;

- Руководители или заместители руководителей по кадровым вопросам государственных (муниципальных), частных предприятий и организаций - 90 экспертов. В том числе: подгруппа "a: Екатеринбург - 1 эксперт от 1,5 % населения области - 20 экспертов; другие города подгруппы a - 1 эксперт от 1 % населения области - 15 экспертов; города подгруппы b - 1 эксперт от 1,4 % населения области - 15 экспертов; города подгруппы c - 1 эксперт от 2,4 % населения области - 30 экспертов; подгруппа d - 1 эксперт от 1,7 % сельского населения области - 10 экспертов.

Ключевые информаторы (кроме работодателей) из категории территорий группы d являлись представителями муниципальных образований и предоставляли информацию о положении дел в МО, а не в конкретном населенном пункте, попавшем в выборку. Были также опрошены эксперты из ГУВД, Департамента занятости, Министерства социальной защиты населения Свердловской области.

В качестве Лидеров общественного мнения выступили респонденты, освободившиеся после отбытия срока исполнения наказания по квоте 1 эксперт от 79 тыс. населения региона - 56 экспертов.

Итого в ходе исследования опрошено 234 эксперта.

Опрос респондентов проводился методом проведения глубинных, экспертных интервью по месту работы/жительства респондентов на территории 29 муниципальных образований Свердловской области в соответствии с установленными квотами.

При выборе населенных пунктов учитывалось также наличие и отсутствие обращений за помощью в Благотворительный фонд Региональный Центр социального сопровождения освободившихся женщин ЭОС от лиц, отбывающих (отбывших) наказание в исправительных учреждениях.

Основные выводы

1.Эффективность работы системы организаций по оказанию помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, оценивается крайне низко. Многие считают, что такой системы нет вообще.

2. Основная масса бывших осужденных - трудоспособного возраста. Поэтому она лишена возможности получения реальной материальной помощи.

3. Материальная помощь, в том числе в денежном выражении, крайне необходима основном массе освобождающихся из мест лишения свободы, так как они выходят из исправительных учреждений без средств существования, а период до получения первого заработка достаточно длительный.

4. Основная масса бывших осужденных не обращается в существующие организации за помощью, так как не верит в то, что там им смогут оказать реальную помощь, и из-за недостатка информации.

5. Основная масса бывших осужденных получает помощь от родных и знакомых.

6. Достаточно большое число бывших осужденных испытывает проблемы с трудоустройством, с регистрацией по месту жительства, с документированием личности и получением гражданства РФ, с жильем.

7. Основная масса бывших осужденных нуждается в помощи психолога при адаптации к изменившимся условиям жизни.

8. По всем вышеперечисленным проблемам основная масса не может получить реальной помощи от существующих организаций.

9. Помощь бывшим осужденным в решении возникающих у них проблем оказывается преимущественно в виде предоставления информации, куда следует обращаться по тем или иным проблемам, реже консультирования, отправки запросов, помощи в сборе справок, еще реже - в предоставлении ночлега в доме ночного пребывания и в отделениях срочной социальной помощи.

10. Ночлег предоставляется только мужчинам. Женщинам с детьми, не имеющим собственного жилья, за исключением 1 муниципального образования, ночлег не предоставляется.

11. Минимальные размеры пособий по безработице, которые получают бывшие осужденные, не позволяют им решить материальные проблемы, что в результате обостряет криминогенную ситуацию.

12. Не велико число предприятий, принимающих на работу лиц, имеющих судимость. Чаще принимают частные и муниципальные предприятия, гораздо реже - государственные.

13. Лица, имеющие судимость по тяжким статьям УК РФ, судимость по нескольким статьям или неоднократную судимость и судимость по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, практически не имеют реальной возможности трудоустроиться.

14. Основная масса респондентов считает необходимым создание на территории РФ сети специализированных организаций (Реабилитационных центров) для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

15. Основная масса респондентов считает необходимым создание на территории РФ сети социальных гостиниц для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

16. Подавляющее большинство респондентов считает необходимым принятие специального закона об оказании социальной поддержки лицам, освобождающимся из мест лишения свободы. Большинство считает, что такой закон, чтобы он работал, должен быть единым для Российской Федерации и регламентировать все вопросы по оказанию социальной помощи бывшим осужденным.

17. Большинство респондентов считает необходимым возобновление практики квотирования рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

18. Большинство респондентов считает необходимым начинать работу по оказанию социальной помощи лицам, имеющим судимость, до их освобождения из исправительных учреждений.

19. Специализированные организации (Реабилитационные центры) могут быть как государственными, так и некоммерческими организациями, работающими по контракту с государством, выбор организаций, оказывающих такую помощь должен осуществляться на конкурсной основе.

20. Финансирование таких организаций должно производиться из федерального бюджета, софинансирование - из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований.

21. Специализированные организации должны работать в рамках системы социальной защиты населения, контролироваться соответствующими органами государственной власти.

22. Большинство респондентов в случае непринятия специального закона и отказа от создания сети специализированных организаций и сети социальных гостиниц, считают необходимым внести изменения в соответствующее законодательство с целью расширения возможностей существующих организаций для оказания помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы.

23. Основные изменения связаны с введением квотирования рабочих мест; причислением граждан, освободившихся из мест лишения свободы, к категории социально незащищенных граждан, предусматривающим оказание материальной помощи, в том числе в денежном выражении; решение проблемы документирования личности, которое должно производиться в обязательном порядке исправительными учреждениями, созданием отделений временного проживания, в том числе кризисных отделений для женщин, при всех комплексных центрах соц. защиты населения; с организацией реабилитационных услуг, психологической помощи для этой категории граждан при организациях социальной защиты населения.

Рекомендации

по организации социальной помощи лицам,

освобождающимся из мест лишения свободы

При организации помощи следует учитывать то, что основная масса освобождающихся из мест лишения свободы психологически не готова к жизни на свободе и нуждается в проведении реабилитационных мероприятий и помощи психолога. Особенности психики бывших осужденных не позволяют объединить их в одну группу с другими категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, хотя проблемы, с которыми они сталкиваются - одни и те же: трудоустройство, жилье, здоровье, документирование личности, получение гражданства РФ, отсутствие средств существования. Специфическими особенностями психики бывших осужденных является боязнь обращаться в различные организации, боязнь осуждения, либо чрезмерная уверенность в собственной способности решить возникшие проблемы самостоятельно.

Помощь следует организовывать по принципу "одного окна": чтобы человек обращался в одну организацию, которая и будет курировать решение проблем, возникающих у бывшего осужденного.

Организации, оказывающие помощь, должны иметь: право на оказание материальной помощи особо нуждающимся, в том числе в денежном выражении; возможность предоставлять временное жилище с регистрацией по адресу временного жилища; оказывать реальную помощь в документировании личности, в том числе и материальную для всех категорий освобождающихся из мест лишения свободы; иметь возможность обеспечить обратившихся временным заработком; обеспечить возможность профессионального обучения.

Трудоустройство - одна из основных проблем бывших осужденных. В условиях безработицы эта категория граждан наиболее уязвима. Гарантировать трудоустройство может введение квотирования рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Следует отметить, что квотирование следует вводить выборочно, с учетом специфики предприятий, скорее всего - для государственных и муниципальных предприятий. Сотрудничество государства и работодателей по трудоустройству лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, должно быть взаимовыгодным, введение квот не должно ставить работодателей в безвыходную ситуацию. В частности возможен вариант размещения государственных и муниципальных заказов на предприятиях, на которые распространяется квотирование. Облегчить проблему может повышение минимального размера пособия по безработице, включение бывших осужденных в программы временной занятости, независимо от наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства.

В идеале помощь должна оказывать специализированная организация (Реабилитационный центр), специалисты которого должны начинать работать с гражданином, имеющим судимость, до его освобождения из исправительного учреждения. Это может быть государственная организация системы социальной защиты населения, либо некоммерческая организация, работающая по контракту с государством, получившая контракт на конкурсной основе. Такая организация должна предоставлять временное жилье; оказывать психологическую поддержку; давать регистрацию по месту временного жилья; обеспечить до постоянного трудоустройства возможность временных заработков; выдавать материальную, в том числе в денежном выражении помощь особо нуждающимся; помогать в документировании личности и получении гражданства РФ; иметь отделения для предоставления временного жилища женщинам с детьми; вести профессиональное обучение. В составе сотрудников такой организации обязательно должен быть психолог, специалист по социальной работе, юрист, медицинский работник.

Отделения временного проживания не должны быть большими, но в них должны быть созданы приличные бытовые условия. Так называемые "бомжатники" или " ночлежки" не помогут реабилитации бывших осужденных. Чтобы помощь оказалась эффективной, необходимо, чтобы уровень жизни на свободе был хоть не намного, но выше уровня жизни в исправительном учреждении.

Курировать работу таких организаций должны органы социальной защиты населения субъектов Федерации. Финансирование таких учреждений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, поскольку эта проблема - проблема государства, ее решение требует стабильности в финансировании. Финансирование за счет средств спонсоров, грантов такой стабильности не дает, временность в оказании помощи этой категории граждан только усугубит ситуацию.

Для того, чтобы помощь этой категории граждан была эффективной, она должна быть комплексной. Для обеспечения комплексности необходимо внести ряд изменений в существующее законодательство. Больший эффект даст принятие специального закона об оказании социальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, в котором должна быть четко прописана система оказания такой помощи - создание сети специализированных организаций и перечень услуг, которые должны оказывать такие организации; введение квотирования рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы; создание сети социальных гостиниц (общежитий, социального жилья) для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и кризисных центров для женщин в системе социальной защиты населения. В законе также должна быть предусмотрена материальная помощь, в том числе в денежном выражении, лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, источники финансирования (федеральные) специализированных организаций, система контроля за деятельностью таких организаций.

Создание сети социальных гостиниц при специализированных организациях или в виде отдельных служб социальной помощи населению позволит решить проблему с регистрацией по месту жительства, соответственно снизить число отказов лицам, имеющим судимость, в регистрации в качестве безработного, даст возможность бывшим осужденным, не имеющим работы, получать пособие по безработице, участвовать в других программах системы занятости населения. Также увеличит вероятность трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, что поможет снизить остроту материальной проблемы.

Комплексное решение вопроса оказания помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, в конечном итоге позволит существенно снизить уровень повторной преступности, что благотворно отразится на криминогенной ситуации в целом.

проект закона

«О социальной реабилитации лиц,

освободившихся из мест лишения свободы».

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового и организационного регулирования в области социальной реабилитации лиц, освободившихся из учреждений исполнения наказания, связанных с лишением свободы, в Российской Федерации. Цель принятия данного закона реализация социальных прав гражданина для бывших осужденных, сокращение числа повторной преступности, сохранение социальной стабильности общества.

Проект закона содержит в себе:

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Социальная реабилитация освободившихся.

Социальная реабилитация освободившихся представляет собой деятельность специализированных социальных служб по оказанию помощи в восстановлении утраченных за время отбывания наказания навыков социального функционирования посредством проведения психолого­педагогического консультирования, консультирования по правовым вопросам, содействия в трудоустройстве и профессиональной переподготовке, получении образования, в т.ч. высшего, помощь в решении жилищных вопросов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной реабилитации освободившихся.

Законодательство Российской Федерации о социальной реабилитации освободившихся состоит из на­стоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) специализированные социальные службы социальные службы, занимающиеся оказанием помощи в решении проблем освободившихся;

2) освободившиеся граждане Российской Федерации, освободившиеся из учреждений исполнения наказания, связанных с лишением свободы;

3) социальное сопровождение система действий по оказанию помощи освободившимся, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

Статья 4. Система специализированных социальных служб.

Государственная система специализированных социальных служб система, состоящая из государственных предприятий и учреждений, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальная реабилитация освободившихся осуществляется также специализированными социальными службами иных форм собственности на основе контракта с государственными органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Государство поддерживает и поощряет развитие специализированных социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 5. Принципы социальной реабилитации освободившихся.

Социальная реабилитация освободившихся основана на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманизма;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам и пенсионерам;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Глава II. ПРАВА ОСВОБОДИВШИХСЯ.

Статья 7. Право освободившихся на меры социальной реабилитации

1. Государство гарантирует освободившимся гражданам право на меры социальной реабилитации в государственной системе специализированных социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Социальная реабилитация осуществляется на основании личного обращения осужденного, готовящегося к освобождению через службу социальной защиты исправительного учреждения, личного обращения освободившегося, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Глава III. специализированные организациями по оказанию социальной помощи освободившимся.

Статья 1. Перечень услуг, предоставляемых специализированными организациями.

1.1. Консультативная помощь

В специализированных социальных службах освободившимся предоставляются консультации по вопросам психолого­педагогической помощи, социально­правовой защиты, трудоустройства и другим вопросам, связанным с социальным сопровождением бывших осужденных.

1.2. Реабилитационные услуги

Специализированные социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации освободившимся.

1.3. Предоставление временного приюта

1.3.1. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется освободившимся, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Временный приют предоставляется на срок до 6 месяцев.

1.3.2. Для женщин создаются кризисные отделения в специализированных службах.

1.4. Оказание содействия в документировании личности

1.4.1. Выдаются денежные средства для уплаты пошлин и изготовления фотографий.

1.4.2. Посылаются запросы в другие организации с целью установлении личности обратившегося освободившегося из мест лишения свободы.

1.5. Оказание материальной помощи

1.5.1.Материальная помощь в денежном выражении может выдаваться в денежном выражении в виде:

1.5.2. Единовременного пособия в размере 3­5 минимальных зарплат при предоставлении справки об освобождении, справки о заработной плате во время отбывания наказания. Единовременное пособие выдается в случаях, если средний заработок не превышает прожиточного минимума.

1.5.3. Беспроцентной ссуды. Ссуда выдается при предоставлении справки о трудоустройстве и справки

о размере заработка.

1.5.4. В виде гуманитарной помощи (одежда, обувь, продукты питания, предметы гигиены).

1.6. Предоставление временной регистрации по адресу приюта.

1.7. Организация временных работ для клиентов специализированных служб.

1.8. Проведение профессионального обучения на специальности, пользующиеся спросом.

1.8.1. Профессиональное обучение может проводиться на базе специализированной организации.

1.8.2. Профессиональное обучение может проводиться по договору с обучающими центрами.

Статья 2. Плата за социальное обслуживание

Социальная реабилитация освободившихся осуществляется специализированными социальными службами бесплатно и за плату.

Глава III. ОБЯЗАННОСТИ ОСВОБОДИВШИХСЯ

3.1. На освободившихся распространяются все обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

3.2. Граждане, получающие материальную и иную помощь в специализированной организации и не трудоустроившиеся, обязаны участвовать в организованных этими организациями временных работах.

Глава IV. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

4.1. Социальная реабилитация освободившихся проводится при взаимодействии государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

4.2. Организация деятельности и контроль за ее реализацией должен осуществляется органами управления социальной защитой населения.

Глава V. Порядок создания специализированных организаций

5.1. Специализированные организации создаются в системе социальной защиты населения.

Вариант: Специализированные организации создаются в каждом муниципальном образовании (в городах, с населением от 50 до 100 тыс. человек).

5.2. Специализированными организациями могут быть государственные, муниципальные и общественные (некоммерческие организации), работающие по контракту с государственными органами по социальной защите населения.

5.3. Количество специализированных организаций и их размещение на территории субъекта Российской Федерации определяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

5.3. Заключение контрактов с организациями проводится на конкурсной основе.

Глава VI. Квотирование рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

5.1. Квоты устанавливаются на государственных и муниципальных предприятиях.

5.2. Квоты распространяются на те предприятия, характер производства на которых не связан с возможностью возникновения чрезвычайных происшествий, опасных для общества.

5.3. Предприятия, для которых устанавливаются квоты, получают дотацию, или эти предприятия имеют преимущественное право на получение государственных, муниципальных заказов.

Глава VII. Создание социальных гостиниц для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

7.1. Социальные гостиницы создаются в системе социальной защиты населения.

7.2. Количество социальных гостиниц в субъектах Российской Федерации определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

7.3. Социальные гостиницы предоставляются на срок до 6 месяцев или на срок, необходимый для документирования личности гражданина.

7.4. Социальные гостиницы создаются по типу общежития, с предоставлением отдельной, меблированной комнаты.

Глава VIII. Документирование личности.

9.1. Документирование личности и оформление гражданства РФ (вида на жительство) осуществляется органами ГУФСИН во время отбывания наказания осужденным.

9.2. Документирование личности осуществляется специализированными организациями в случаях, если за время отбывания наказания документы не были оформлены.

Глава IX. Финансирование.

8.1. Финансирование специализированных организаций осуществляется из средств бюджета Российской Федерации.

8.2. Финансирование социальных гостиниц осуществляется из средств бюджета Российской Федерации.

8.3. Финансирование материальной помощи в денежном выражении осуществляется из бюджета Российской Федерации.

8.4. Финансирование документирования личности осуществляется из бюджета Российской Федерации.

8.5. Субъекты Российской Федерации выделяют помещения для создания специализированных центров по оказанию помощи освободившимся, для социальных гостиниц.

Глава X. Заключительные положения.

9.1. Вступление закона в силу.

1. Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, министерствам и ведомствам привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Список победителей муниципального конкурса на предоставление субсидий для НКО - 2009 , г.Екатеринбург
Список победителей муниципального грантового конкурса - 2008 , г.Екатеринбург
Список победителей муниципального грантового конкурса -2007, г. Екатеринбург
Cоциологическое исследование Благотворительного фонда Региональный центр социального сопровождения освободившихся женщин"
Список НКО Свердловской области, получивших государственную финансовую поддержку Президента РФ на 2007 год
Список победителей муниципального грантового конкурса, Екатеринбург- 2006
Список победителей муниципального грантового конкурса, Екатеринбург-2005
Список победителей муниципального грантового конкурса - Свердловская область 2002-04
Список победителей муниципального грантового конкурса, Екатеринбург 2002-2004
Сайт создан СООО "Добрая Воля" в рамках Проекта по программе поддержки
НКО, согласно распоряжению Президента РФ N 628-рп от 15 декабря 2006 года
Добрая Воля - Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта