Гражданское общество Среднего Урала : на главную

Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта о нас история
База данных НКО
Проекты НКО
Вестник Вместе
Новости АСИ
Форум НКО
Полезные ресурсы
Регистрация НКО и общественных объединений
Налоговая отчетность
Свод основных принципов деятельности некоммерческих организаций

Форум НКО

Проект областного Закона О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ

ФОРУМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ/ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА


2 июня 2005 г.

Для рассмотрения на заседании Исполкома

Областная дума, Правительство Свердловской области и Областной Совет общественных организаций образовали в 2004 г. рабочую группу по созданию законопроекта «О государственном социальном заказе» (председатель Бухгамер, члены группы Ковалев, Докучаева, Хомец, Репп, Лобашов, Богданов, Шубина, Русинов и др.).

За время деятельности этой группы над законопроектом изменилось название документа «О взаимодействии органов государственной власти Свердловской области и некоммерческих (негосударственных) объединений».

Проект областного Закона

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ

Закон о социальном заказе призван регулировать общие принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе государственных заказов на реализацию социальных программ и проектов юридическими лицами Российской Федерации, независимо от форм собственности и организационно-пра-вовых форм, в том числе благотворительными и иными некоммерческими объединениями (НКО), а также отдельными гражданами Российской Федерации.

Он должен быть направлен использования на развитие институтов гражданского общества в Свердловской области, на повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для решения социальных проблем, на привлечение к их решению НКО и широких слоев населения.

Статья 1. Законодательная база государственного социального заказа

Законодательная база государственного социального заказа в Свердловской области состоит из федерального законодательства, настоящего Закона, других законов и иных нормативно-правовых актов.

Статья 2. Основные понятия

Государственный социальный заказ (далее - социальный заказ) - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг, связанных с реализацией социальной политики, за счет средств областного бюджета.

Государственный контракт на выполнение социального заказа - договор, заключенный администрацией области или уполномоченными ею органами или организациями от имени области с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения областных государственных нужд в социальной сфере, предусмотренных в расходах областного бюджета.

Государственная целевая социальная программа (далее - социальная программа) - утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти комплекс мероприятий, направленных на решение наиболее значимых социальных проблем населения области.

Социальный проект - разрабатываемый юридическим или физическим лицом комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретного социально значимого результата в рамках социальной программы.

Инициативный социальный проект - разрабатываемый юридическим или физическим лицом комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретного социально значимого результата в сферах реализации социального заказа, которые отнесены к числу приоритетных Законодательным Собранием Свердловской области.

Областной совет по социальному заказу (далее - Совет по социальному заказу) - совещательный орган при губернаторе Свердловской области, осуществляющий координацию деятельности по размещению и реализации социального заказа.

Государственный заказчик - государственный орган исполнительной власти Свердловской области (или уполномоченное им НКО), заключающий договор на выполнение социального заказа и контролирующий его исполнение.

Исполнитель социального заказа - юридическое или физическое лицо, заключившее с государственным заказчиком договор на выполнение социального заказа.

Конкурс социальных проектов на выполнение социальной программы - форма размещения социального заказа путем выявления исполнителей социального заказа, представивших социальные проекты, обеспечивающие лучшие условия выполнения мероприятий социальной программы.

Конкурс инициативных социальных проектов - форма размещения социального заказа путем выявления лучших из представленных юридическими или физическими лицами социальных проектов, осуществляемых в тех сферах реализации социального заказа, которые отнесены к числу приоритетных Законодательным Собранием области.

Статья 3. Цели социального заказа

Целями социального заказа являются:

1) решение социально значимых проблем, не охваченных или недостаточно охваченных деятельностью государственных органов;

2) привлечение в социальную сферу дополнительных людских, материальных, финансовых ресурсов из негосударственных источников;

3) разграничение функций заказчиков и исполнителей социальных программ, повышение ответственности исполнителей за целевое расходование выделенных средств;

4) повышение адресности мер социальной поддержки;

5) развитие инновационных форм социальной защиты населения на основе поддержки инициатив гражданского общества, направленных на решение социально значимых проблем;

6) поддержка институтов гражданского общества через реализацию социального заказа силами общественных/некоммерческих организаций;

7) вовлечение граждан в решение социальных проблем;

8) создание правового ориентира для разработки органами местного самоуправления собственного порядка размещения и исполнения муниципальных социальных заказов.

Статья 4. Принципы формирования и размещения социального заказа

Реализация мероприятий в рамках социального заказа не должна быть связана с извлечением прибыли.

Социальные заказы формируются и размещаются на основе:

А) обеспеченности социального заказа финансированием за счет бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

Б) экономного и надежного размещения государственных средств под формирование социального заказа;

В) сочетания бюджетного финансирования с привлечением дополнительных средств из негосударственных источников;

Г) выбора наиболее значимых социальных задач;

Д) согласованности в решении федеральных, региональных и муниципальных социальных задач;

Е) проведения открытого и гласного конкурсного отбора исполнителей социального заказа;

Ж) равного и свободного доступа к информации о размещении и реализации социального заказа.

Статья 5. Сферы реализации социального заказа

Реализация социального заказа осуществляется в сферах:

= социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

= подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

= оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

= содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

= содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

= содействия защите материнства, отцовства и детства;

= содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

= содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

= содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

= охраны окружающей природной среды и защиты животных;

= охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

= обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

= обеспечение развития, доступности и свободы средств массовой информации.

Статья 6. Государственные целевые социальные программы

Разработка социальных программ осуществляется администрацией Свердловской области. Разработчиками проектов социальных программ выступают структурные подразделения администрации области, к компетенции которых относится конкретная сфера реализации социального заказа.

В качестве исполнителей к разработке социальных программ на договорной основе могут привлекаться НКО, направления деятельности которых связаны с разрабатываемыми социальными программами, а также отдельные научные работники и специалисты.

Социальные программы разрабатываются с учетом сроков и порядка формирования областного бюджета.

Социальная программа должна содержать:

* обоснование проблемы и анализ ее исходного состояния;

* основные задачи, этапы и сроки выполнения социальной программы;

* систему программных мероприятий;

* потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах и источники их обеспечения;

* механизм осуществления программы, включая систему стимулирования (льгот) исполнителей социального заказа;

* предложения по контролю за ходом выполнения программы;

* предварительную оценку ожидаемого социального эффекта программы.

Социальные программы утверждаются Законодательным Собранием Свердловской области и финансируются за счет средств областного бюджета.

Статья 7. Формирование социального заказа

Формирование социальных заказов производится на основе мероприятий социальных программ и инициативных социальных проектов, разработанных юридическими и физическими лицами.

Формирование социальных заказов на основе мероприятий социальных программ осуществляет комиссия по проведению конкурса на выполнение социальной программы.

Для разработки проектов социальных заказов комиссия по проведению конкурса на выполнение социальной программы вправе использовать с согласия юридических и физических лиц отдельные положения их проектов или проекты в целом, не выигравшие конкурс инициативных социальных проектов.

По представлению губернатора Свердловской области Законодательным Собранием определяются социальные программы, реализация которых осуществляется с использованием социального заказа.

Формирование социальных заказов на основе инициативных социальных проектов, разработанных юридическими и физическими лицами, осуществляет комиссия по проведению конкурса инициативных социальных проектов. Проекты социальных заказов разрабатываются юридическими и физическими лицами на основе конкурсной документации, разработанной комиссией по проведению конкурса инициативных социальных проектов.

Перечень приоритетных сфер реализации социального заказа разрабатывается администрацией области и утверждается ежегодно Законодательным Собранием Свердловской области одновременно с принятием бюджета.

Статья 8. Размещение социального заказа

Размещение социальных заказов производится в форме проведения открытых публичных конкурсов. Порядок проведения конкурса определяется Положением, утверждаемым губернатором Свердловской области.

Статья 9. Областной совет по социальному заказу

Совет по социальному заказу создается губернатором Свердловской области. Состав и порядок деятельности совета по социальному заказу определяется Положением, утверждаемым губернатором. В состав совета по социальному заказу входят на равноправной основе представители Законодательного Собрания и администрации Свердловской области, общественных/некоммерческих объединений, специалистов в сфере решения социальных и гуманитарных проблем.

С о в е т п о с о ц и а л ь н о м у з а к а з у:

1) участвует в разработке и экспертизе социальных программ;

2) проверяет соответствие конкурсной документации, разработанной конкурсными комиссиями, Положению о конкурсе и настоящему Закону;

3) участвует в подготовке проекта ежегодного доклада о реализации социального заказа;

4) готовит заключение по жалобам (заявлениям) на решения, действия (бездействие) конкурсных комиссий.

Совет по социальному заказу направляет губернатору свои рекомендации по следующим вопросам:

· состав конкурсных комиссий;

· утверждение Положения о конкурсе;

· утверждение протоколов об итогах конкурсов.

Статья 10. Особенности формирования конкурсных комиссий

Для организации и проведения конкурса социальных проектов на выполнение социальных программ создаются комиссии по проведению конкурса социальных проектов на выполнение социальных программ, составы которых утверждаются губернатором Свердловской области по рекомендации совета по социальному заказу.

Порядок деятельности конкурсных комиссий определяется Положением о конкурсной комиссии, утверждаемым губернатором.

Для организации и проведения конкурса инициативных социальных проектов создается комиссия по проведению конкурса инициативных социальных проектов, состав которой утверждается губернатором по рекомендации совета по социальному заказу.

Комиссии по проведению конкурса социальных проектов на выполнение социальных программ (далее - конкурсная комиссия) создаются при министерствах и управлениях администрации области, которые отвечают за реализацию соответствующих социальных программ.

Комиссия по проведению конкурса инициативных социальных проектов создается при Управлении по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата администрации Свердловской области.

В состав конкурсных комиссий должны входить:

- представители заинтересованных в выполнении социального заказа органов исполнительной власти;

- эксперты, специалисты в области конкретного социального заказа;

- представители некоммерческих/общественных организаций, не участвующих в конкурсе.

Число представителей органов исполнительной власти в каждой конкурсной комиссии не должно превышать половины от общего состава комиссии. Эксперты, специалисты в области конкретного социального заказа, представители негосударственных некоммерческих организаций принимают участие в деятельности конкурсных комиссий на общественных началах.

Статья 11. Обжалование решений, действий (бездействий) конкурсных комиссий

Решения, действия (бездействия) конкурсных комиссий могут быть обжалованы у губернатора Свердловской области. Губернатор принимает решение по жалобам на основании заключения совета по социальному заказу.

Действия или бездействие государственных органов, а также должностных лиц, повлекшие нарушения законодательства в сфере социального заказа, могут быть обжалованы в суде.

Статья 12. Особенности проведения конкурсов по размещению социального заказа

Участниками конкурсов могут быть юридические лица любой формы собственности и организационно-правовой формы и физические лица. При утверждении перечня приоритетных сфер реализации социального заказа Законодательное Собрание Свердловской области вправе определить сферы реализации социального заказа, в которых ограничивается участие коммерческих организаций.

При проведении конкурсов могут устанавливаться дополнительные требования к участникам конкурса, направленные на достижение целей социального заказа, если эти требования не противоречат действующему законодательству.

Конкурсная документация разрабатывается конкурсными комиссиями и утверждается губернатором. Требования, установленные настоящим Законом и конкурсной документацией, предъявляются ко всем участникам конкурса.

Информация об условиях и порядке проведения конкурса подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

По итогам рассмотрения представленных участниками конкурса заявок конкурсные комиссии определяют победителей конкурса.

Основными к р и т е р и я м и выбора победителя конкурса являются:

1/ организационная состоятельность участника конкурса;

2/ наличие опыта работы с объектом социального заказа и (или) в направлении конкурсного вида социальной деятельности не менее двух лет;

3/ качественная проработка проекта или мероприятий, связанных с выполнением конкретного социального заказа: организационное, технико-экономическое, кадровое, финансовое и иное обеспечение проекта;

4/ социально-экономическая направленность реализации предлагаемого проекта: приведет ли осуществление проекта к долгосрочным позитивным изменениям и результатам, соответствуют ли затраты на осуществление проекта планируемым результатам, какое количество людей и (или) организаций получат конкретную пользу в результате осуществления проекта.

5/ привлечение участником конкурса дополнительных средств и ресурсов. Дополнительные средства и ресурсы привлекаются из собственных источников либо за счет источников третьих лиц;

6/ оригинальность предлагаемого проекта.

Предпочтение при выборе победителя при прочих равных условиях отдается НКО.

Совет по социальному заказу вправе направить губернатору Свердловской области свои рекомендации об изменении итогов конкурса, если они не отвечают целям и принципам социального заказа или размещение социального заказа произведено с нарушением действующего законодательства. На основании этих рекомендаций губернатор может отменить результаты конкурса и объявить о проведении нового конкурса.

Указанное решение должно быть опубликовано в СМИ, в которых было опубликовано информационное сообщение о проведении конкурса. Сообщение должно содержать сведения о победителях конкурса.

Статья 13. Государственный заказчик

Кандидатуру государственного заказчика определяет губернатор по согласованию с конкурсными комиссиями.

Государственный заказчик:

= заключает контракты с исполнителями социального заказа на выполнение социального заказа;

= осуществляет финансирование работ по реализации проекта исполнителем социального заказа;

= контролирует ход реализации социального заказа;

= представляет отчет о реализации проекта губернатору и Совету по социальному заказу.

Государственный заказчик вправе определять требования к системе и срокам отчетности по реализуемому проекту, а также разрабатывать требования к иным формам контроля за работой исполнителя социального заказа в соответствии с принципами, установленными настоящим Законом, и решением конкурсной комиссии.

Статья 14. Исполнитель социального заказа

Победители конкурсов получают статус исполнителей социального заказа и подписывают с государственным заказчиком контракт на выполнение социального заказа.

Права и обязанности исполнителя социального заказа определяются контрактом на выполнение социального заказа с учетом требований, установленных настоящим Законом.

Статья 15. Государственный контракт на выполнение социального заказа

Контракт на выполнение социального заказа заключается в порядке, установленном гражданским законодательством. Типовые формы контрактов на выполнение социального заказа разрабатываются администрацией Свердловской области.

Статья 16. Изменение условий и расторжение контракта на выполнение социального заказа

Изменение условий или расторжение контракта на выполнение социального заказа осуществляется по согласованию сторон.

Со стороны государственного заказчика изменение условий или расторжение государственного контракта на выполнение социального заказа подлежит утверждению губернатором.

Статья 17. Финансирование социальных заказов

Финансовое и иное обеспечение выполнения государственных социальных заказов осуществляется за счет:

А) областного бюджета;

Б) имущества, выделенного заказчиком для выполнения программы безвозмездно или на льготных условиях;

В) средств и иных ресурсов, привлекаемых исполнителем при его реализации;

Г) добровольных вкладов юридических и физических лиц;

Д) иных поступлений, предусмотренных действующим законодательством.

Финансирование социальных заказов по конкурсам на выполнение областных социальных программ осуществляется за счет средств, выделенных на социальные программы. Суммы планируемых расходов на выполнение социальных программ по конкурсам социальных заказов утверждаются отдельной строкой в составе каждой социальной программы.

Финансирование социальных заказов по областному конкурсу инициативных социальных проектов осуществляется за счет средств областного бюджета, утверждаемых ежегодно отдельной строкой в его расходной части.

Статья 18. Государственная поддержка исполнителей социального заказа

Для исполнителей социальных заказов и иных лиц, участвующих в реализации социальных программ путем их внебюджетного финансирования (спонсоров, благотворителей и др.), могут предусматриваться следующие меры экономического стимулирования:

- предоставление льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей в части средств, подлежащих зачислению в областной бюджет;

- предоставление льгот по арендной плате и коммунальным платежам в отношении имущества, находящегося в собственности Свердловской области;

- иные меры экономического стимулирования лиц, участвующих в выполнении социального заказа.

Юридические и физические лица, обеспечивающие дополнительное финансирование социального заказа, пользуются мерами государственной поддержки, установленными законодательством.

Предоставление налоговых льгот и привилегий в связи с участием в разработке и реализации социальных программ и исполнении социального заказа в индивидуальном порядке запрещается.

Статья 19. Контроль за выполнением социального заказа

Государственный заказчик ежегодно представляет в Министерство финансов и налоговой политики администрации области отчет об использовании выделенных бюджетных ассигнований на реализацию социального заказа.

Государственный заказчик осуществляет контроль за использованием исполнителем социального заказа финансовых средств, выделенных на выполнение социального заказа, а также контроль за выполнением им работ (оказанием услуг) по реализации социального заказа как в целом, так и на отдельных этапах.

Администрация области ежегодно представляет Законодательному Собранию Свердловской области доклад о реализации социального заказа.

Статья 20. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение социального заказа

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения государственным заказчиком или исполнителем социального заказа обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение социального заказа, виновная сторона возмещает другой стороне причиненные убытки в порядке и размерах, установленных гражданским законодательством РФ и контрактом на выполнение социального заказа.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

(прописываются условия и сроки вступления Закона в действие)

Проект подготовлен в Центре поддержки и развития ТОС

257-27-97; 261-19-46

Специальная резолюция конференции НКО г. Екатеринбурга от 23 мая 2007 г.
Итоговая резолюция Конференции Форума НКО от 23 мая 2007 г.
Программа работы Форума НКО г. Екатеринбурга на 2007-2008 г.г.
Список членов Исполкома Форума НКО г. Екатеринбурга на 2007-2008 г.г.
Список организаций-членов форума
СОГЛАШЕНИЕ О консолидации усилий некоммерческих организаций г. Екатеринбурга
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ФОРУМА НКО
Протокол от 31 марта 2005
Протокол от 29 апреля 2005
Протокол от 16 июня 2005
Протокол от 13 января 2005
Протокол от 11 февраля 2005
Протокол от 2 июня 2005
Проект областного Закона О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ
ПОЛОЖЕНИЕ о Форуме общественных и некоммерческих (негосударственных), организаций города Екатеринбурга
Сайт создан СООО "Добрая Воля" в рамках Проекта по программе поддержки
НКО, согласно распоряжению Президента РФ N 628-рп от 15 декабря 2006 года
Добрая Воля - Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта