Гражданское общество Среднего Урала : на главную

Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта о нас история
База данных НКО
Проекты НКО
Вестник Вместе
Новости АСИ
Форум НКО
Полезные ресурсы
Регистрация НКО и общественных объединений
Налоговая отчетность
Свод основных принципов деятельности некоммерческих организаций

Форум НКО

Специальная резолюция конференции НКО г. Екатеринбурга от 23 мая 2007 г.

РЕЗОЛЮЦИЯ

V КОНФЕРЕНЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

«О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Развитие гражданского общества в современной России напрямую связано с деятельностью некоммерческих организаций и, в частности, общественных объединений. V Конференция некоммерческих организаций города Екатеринбурга обсудила вопрос о правовом положении некоммерческих организаций в Российской Федерации. Участники Конференции констатировали, что к настоящему времени принято большое количество федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих их деятельность. Имеется немало неоднозначных формулировок и даже противоречивых положений в различных законах. Постоянно вносятся поправки в законы и издаются новые подзаконные акты, разобраться в которых сможет не всякий юрист. Все это в целом привело к предельному усложнению правового положения некоммерческих организаций в качестве юридических лиц. Законодатели совершенно не учитывают тот факт, что гражданское общество формируют преимущественно общественно активные граждане, немалая часть которых работает, имеет семьи и при этом находит свободное время для общественной деятельности, причем в основном безвозмездно. Однако, вместо упрощения правового положения некоммерческих организаций, к ним, как к юридическим лицам, по ряду положений Федеральных законов предъявляются такие же требования, как к коммерческим организациям. Отчетность в налоговые органы дополнилась существенно возросшим объемом отчетности в регистрирующие органы. Сведения об изменениях в некоммерческих организациях должны быть сообщены в регистрирующий орган в течение трех дней, при этом документы должны заверяться нотариально, а нотариусы, в свою очередь, требуют предоставления дополнительных документов, выписок и справок. В результате строгое исполнение действующего законодательства требует от общественников очень больших временных затрат, причем в рабочее время, когда они должны находиться на своей основной работе, а от самих организаций дополнительных расходов. Очевидно, что излишняя бюрократизация и усиленный контроль над гражданским обществом при усложненном законодательстве лишь облегчает путь к ликвидации некоммерческих организаций, к потере гражданами России желания заниматься общественной деятельностью.

Исходя из вышеизложенного, Конференция выражает крайнюю озабоченность тем, что в России созданы условия для прекращения нормальной деятельности большинства некоммерческих организаций в качестве юридических лиц. Конференция считает, что разрушение гражданского общества с помощью действующего законодательства чрезвычайно опасно и ведет к ликвидации демократии в России, нарушает конституционные права граждан.

Конференция призывает Президента России, депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство Российской Федерации, другие органы государственной власти вновь рассмотреть правовое положение некоммерческих организаций и внести необходимые изменения в законодательство Российской Федерации (основные предложения сформулированы в приложении к настоящей Резолюции).

Конференция призывает Общественную Палату Российской Федерации, общественные объединения и некоммерческие организации поддержать данную Резолюцию и предложения по изменению правового положения некоммерческих организаций.

Екатеринбург, 23 мая 2007 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Резолюции V Конференции некоммерческих организаций города Екатеринбурга

«О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

23 мая 2007 г.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

1. В Гражданский кодекс в части определения юридических лиц внести различие юридических лиц коммерческих и некоммерческих организаций. Для юридических лиц некоммерческих организаций (общественных объединений) допустить как наличие, так и отсутствие обособленного имущества. Практика показывает, что, например, общественные организации могут осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц, не имея при этом обособленного имущества. К тому же в Федеральном законе «Об общественных объединениях» в ст. 30 сказано: «Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе». Формулировка «может иметь» отнюдь не обязывает общественные объединения юридические лица иметь имущество, что некоторыми из них и принималось во внимание.

2. В Налоговом кодексе ввести градацию некоммерческих организаций: 1) не имеющие обособленного имущества; 2) имеющие обособленное имущество, но не имеющие налогооблагаемой базы; 3) имеющие имущество и налогооблагаемую базу; 4) имеющие имущество, налогооблагаемую базу и ведущие предпринимательскую деятельность. Для некоммерческих организаций, относящихся к первым двум группам, отменить обязательную постановку на учет в налоговом органе, если в течение календарного года у некоммерческой организации не образуется налогооблагаемая база (для чего нужна пустая отчетность?). Для третьей группы некоммерческих организаций создать упрощенную схему постановки на налоговый учет, увеличив время для постановки на учет до трех месяцев, и для сдачи квартальной отчетности. В случае ведения некоммерческой организацией предпринимательской деятельности, их постановка на учет в налоговом органе и отчетность могут соответствовать требованиям для коммерческих организаций. Необходимо существенно уменьшить штрафные санкции для некоммерческих организаций из первых трех групп и исключить административную ответственность их руководителей (в отличие от коммерческих организаций), поставив наказание в зависимости от реального ущерба, нанесенного государству.

Здесь возможна альтернатива: исключение права заниматься предпринимательской деятельностью для некоммерческих организаций в целях исключения возможности использования некоммерческих организаций для противоправной экономической деятельности, но с предоставлением права быть учредителями коммерческих организаций. В этом случае будет лишь три типа некоммерческих организаций по отношению к имуществу и наличию налогооблагаемой базы.

3. В Налоговый кодекс необходимо ввести статьи, определяющие безвозмездную передачу коммерческими и некоммерческими организациями и физическими лицами имущества, включая денежные средства, некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности и реализацию конкретных проектов как благотворительную деятельность; статьи, определяющие налоговые льготы юридическим и физическим лицам, занимающимся благотворительной деятельностью: налогооблагаемая база должна быть уменьшена на сумму оказанной благотворительной помощи (в денежном выражении), а налоговая ставка должна быть уменьшена на определенный процент (он может варьироваться в зависимости от величины благотворительной помощи).

Это очень важно для создания условий внутреннего финансирования некоммерческих организаций при негативном отношении властей к финансовой помощи из-за рубежа.

4. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» внести дополнение о том, что бухгалтерский учет ведется некоммерческими организациями лишь при наличии объекта бухгалтерского учета.

5. В Федеральных законах «О некоммерческих организациях» (ФЗ О НКО) и «Об общественных объединениях» (ФЗ Об ОО) существуют разночтения и противоречия.

Например, в ФЗ о НКО в ст. 2, ч. 1 сказано: «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками», а в ФЗ об ОО в ст. 5 сказано: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели)». Не ясно, отличается ли «формирование» от «организации». Кроме этого, слово «организация» используется как при обозначении некоммерческих организаций, так и при обозначении общественной организации как одной из организационно-правовых форм общественного объединения, являющегося частным случаем некоммерческой организации. Получается весьма запутано.

Например, в ФЗ о НКО в ст. 2, ч. 3 сказано: «Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами», а в ФЗ об ОО в ст. 2 сказано: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций)». Следовательно, перечисленные в ФЗ О НКО формы некоммерческих организаций за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) подпадают под действие ФЗ Об ОО.

Например, в ФЗ О НКО в ст. 1, ч. 1 сказано: «Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, », в то время как ФЗ Об ОО в ст. 3, абзац 4 допускает: «Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица». Непонятно, должно ли правовое положение общественных объединений регламентироваться только ФЗ Об ОО, поскольку в ст. 4 сказано: «Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений». Если так, то нужно вносить соответствующие изменения во все законы, упоминающие некоммерческие организации, и добавлять положения об общественных объединениях.

6. Имеется неопределенность в вопросе об указании в Уставе места нахождения постоянно действующего органа или адреса, по которому осуществляется связь с руководящим органом.

Например, в ФЗ Об ОО в ст. 20 о содержании устава общественного объединения в ч. 4 сказано об указании «места нахождения постоянно действующего руководящего органа». В ст. 21 в перечне документов, предоставляемых для государственной регистрации, должны быть «сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением». Поскольку указание в скобках иных терминов в других статьях законов не являлось синонимами («организации (объединения)», «съезд (конференция)», «ассоциация (союз)», «учредители (участники)», «участники (члены)»), «место нахождение» и «адрес» имеют разный смысл. В уставе в качестве места нахождения можно указывать субъект федерации и город. Это согласуется с Гражданским кодексом, где в ст. 54, ч. 2 сказано: «Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации». То же сказано в ФЗ О НКО в ст. 4, ч. 2: «Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации». Для общественных объединений и некоммерческих организаций внесение в устав конкретного адреса создает проблему: адреса часто меняются, поэтому каждый раз необходимо будет вносить изменения в устав. Для этого нужно проводить внеочередные общие собрания (конференции, съезды), оплачивать госпошлину за регистрацию изменений в учредительных документах, оплачивать услуги нотариуса и т.п., причем делать это нужно в течение трех дней с момента изменения адреса. Поэтому для общественных объединений и некоммерческих организаций следует ограничиться указанием в уставе субъекта федерации и города. Сведения об адресе, постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с общественным объединением или некоммерческой организацией, предоставлять в регистрирующий орган при подаче документов для государственной регистрации, а в случае смены адреса уведомлять регистрирующий орган специальным письмом с указанием нового адреса.

7. Необоснованно усилен контроль за деятельностью общественных объединений и некоммерческих организаций (ст. 29 ФЗ Об ОО и ст. 32 ФЗ О НКО). Общественные объединения должны сдавать в регистрирующий орган фактически два отчета, причем отчет об использовании имущества, включая имущество, полученное от зарубежных спонсоров, дублирует отчет в налоговые органы. Сотрудники Федеральной регистрационной службы вряд ли смогут оценить бухгалтерскую отчетность. Следовательно, основная цель выявление общественных объединений, получающих спонсорскую помощь из-за границы. Учитывая негативные высказывания первых лиц государства о таких объединениях, подобное отношение к ним, закрепленное в законе, нарушает принцип равенства всех объединений перед законом. Более того, в ст. 32 ФЗ О НКО в ч. 13 сказано: «В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества». По этой формулировке можно запретить направлять денежные средства практически любому получателю, поскольку понятие «нравственность» весьма расплывчато, всегда можно найти «других лиц», которые заявят о необходимости «защиты их интересов», а уж формулировка «обеспечение обороны страны и безопасности государства» вообще может обосновываться секретными документами без какого-либо разъяснения. Если некоммерческая организация нарушает законодательство Российской Федерации, то она может быть ликвидирована на основании ст. 18 ФЗ О НКО либо ее деятельность приостанавливается. В этом случае нет необходимости требовать от спонсора прекращения спонсорской деятельности лишь на том основании, что спонсор структурное подразделение иностранной некоммерческой организации, а получатель помощи кому-то не нравится. И почему это касается только иностранной организации?

8. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 в ст. 27 «Территориальное общественное самоуправление» имеются несоответствия с ФЗ О НКО и ФЗ Об ОО.

Например, в ч. 5 указанной статьи сказано: «Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации». Однако, территориальное общественное самоуправление (ТОС) скорее является общественным объединением и, следовательно, должно подпадать под действие ФЗ Об ОО. В этом случае нет необходимости в регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления. Организационно-правовые формы регламентированы только для общественных объединений в ст. 7 ФЗ Об ОО. Из перечисленных организационно-правовых форм для ТОС наиболее приемлемой является форма органа общественной самодеятельности (ст. 12 ФЗ Об ОО): «Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания». В уставе муниципального образования могут быть определены лишь принципы взаимоотношений с ТОС, которые действуют в соответствии с ФЗ Об ОО. Участниками ТОС по ФЗ Об ОО могут быть лица не моложе 18 лет (ст. 19).

9. В ФЗ Об ОО и ФЗ О НКО необходимо внести положения о том, что в случае изменения федеральных законов, требующих внесение изменений в учредительные документы некоммерческих организаций и общественных объединений, или требований о внесении таких изменений регистрирующим органом, внесение этих изменений и их государственная регистрация осуществляются по упрощенной схеме без уплаты госпошлины.

10. В формулировках различных Федеральных законов используются выражения типа: некоммерческая организация «должна иметь», «может иметь» и «имеет». Если в первых двух случаях понятно, что некоммерческая организация обязана что-то иметь, либо может иметь или не иметь, то в третьем случае формулировка не дает четкого определения, должна ли организация что-то иметь обязательно или это остается на ее усмотрение, что может привести к неверному толкованию законов.

Данные предложения не исчерпывают все замечания к правовому положению некоммерческих организаций. Требуется детальный анализ всего действующего законодательства, касающегося некоммерческих организаций, с привлечением представителей различных некоммерческих организаций и учетом опыта их практической деятельности.

Специальная резолюция конференции НКО г. Екатеринбурга от 23 мая 2007 г.
Итоговая резолюция Конференции Форума НКО от 23 мая 2007 г.
Программа работы Форума НКО г. Екатеринбурга на 2007-2008 г.г.
Список членов Исполкома Форума НКО г. Екатеринбурга на 2007-2008 г.г.
Список организаций-членов форума
СОГЛАШЕНИЕ О консолидации усилий некоммерческих организаций г. Екатеринбурга
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ФОРУМА НКО
Протокол от 31 марта 2005
Протокол от 29 апреля 2005
Протокол от 16 июня 2005
Протокол от 13 января 2005
Протокол от 11 февраля 2005
Протокол от 2 июня 2005
Проект областного Закона О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ
ПОЛОЖЕНИЕ о Форуме общественных и некоммерческих (негосударственных), организаций города Екатеринбурга
Сайт создан СООО "Добрая Воля" в рамках Проекта по программе поддержки
НКО, согласно распоряжению Президента РФ N 628-рп от 15 декабря 2006 года
Добрая Воля - Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта