Гражданское общество Среднего Урала : на главную

Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта о нас история
База данных НКО
Проекты НКО
Вестник Вместе
Новости АСИ
Форум НКО
Полезные ресурсы
Регистрация НКО и общественных объединений
Налоговая отчетность
Свод основных принципов деятельности некоммерческих организаций

Свод основных принципов деятельности некоммерческих организаций

КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ СВОДА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ

СВОДА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Преамбула

Развитое гражданское общество это непременное условие для развития страны в целом, легитимного реформирования всех сфер нашей жизни. Без развитого гражданского общества реформы будут проводиться «сверху» при традиционных недоверии и пассивности народа. Гражданское общество это и есть участие граждан в реформах, в определении того, какой будет Россия.

Развитие неправительственных организаций насущная задача общественного строительства в России. Не менее насущная, чем административная реформа и развитие предпринимательства. Способствовать формированию гражданского общества, влиятельного третьего сектора одна из важнейших задач власти и самих граждан. Именно через многочисленные некоммерческие организации общество реализует свой потенциал, содействует решению острых социальных проблем.

Нужно приветствовать тот факт, что вопросам становления гражданского общества стало уделять внимание и государство. Существенный импульс был дан Гражданским Форумом, состоявшимся в конце 2001 года. Претерпев значительные изменения, государственная политика в отношении неправительственного сектора стала более активной. Тем не менее, справедливо отмечается, что это не повысило влияния граждан на решения, принимаемые властью. На всех уровнях механизмы гражданского участия все еще не работают эффективно.

Обеспечение права каждого на объединение и свободу ассоциаций сфера преимущественной ответственности государства, которое призвано не чинить препятствия осуществлению этих прав и свобод. Это гарантирует как Конституция страны, так и международные обязательства России. Но и сами НКО несут долю моральной и политической ответственности за отстаивание этого пространства свободы.

Консенсус по поводу самостоятельного выбора каждой НКО политической ориентации («право быть в оппозиции») необходим, прежде всего, для ее подлинной независимости и неподверженности манипуляциям со стороны официальных структур. Гражданские организации не должны допускать введения в собственной среде ценза лояльности, равно как взаимодействие с политическими партиями или государством не должно служить основанием для стигматизации организаций.

Поскольку НКО представляют разные интересы граждан и организаций, их миссии, организационная структура и принципы деятельности могут существенно различаться. Но все НКО, так или иначе, должны быть открыты и ответственны перед обществом. В конечном счете, все они работают для повышения его благосостояния.

Определение «НКО»

Термин «некоммерческая организация» (НКО) используется в данном документе в значении, отличном от определения НКО, содержащегося в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Если гражданско-правовое понятие НКО применимо только к юридическим лицам государственным и негосударственным организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим прибыль между участниками, то в настоящем документе под НКО понимаются только негосударственные неправительственные организации (НПО) независимо от их формального статуса.

Предложение не распространять Свод принципов на религиозные объединения объясняется спецификой целей и деятельности конфессиональных сообществ, выделяемых Конституцией РФ в отдельную категорию общественных объединений. Для большинства из них Свод не актуален, а некоторые из составляющих его принципов (например, верховенство права) не приемлемы.

Что касается политических партий, то они по своей природе являются, безусловно, гражданскими организациями. Однако следует учитывать особый статус партий, являющихся по действующему в настоящее время законодательству единственными коллективными субъектами, формирующими государственную власть в Российской Федерации.

В то же время НКО взаимной выгоды не предлагается исключать из числа возможных участников документа. По большому счету, общей пользе служит обеспечение интересов как всего народа или значительной его части, так и любой, даже небольшой группы. Деятельность НКО, создаваемых по интересам или в защиту интересов своих членов и участников, представляет, в целом, несомненную ценность для гражданского общества как вклад в его становление, развитие его самоорганизации и горизонтальных общественных отношений.

Общие комментарии к тексту принципов

Сформулированные принципы включают в себя принципы законности и свободы деятельности, открытости и прозрачности, ответственного и этичного поведения НКО.

Некоммерческая организация, считая, что соблюдение закона и верховенство права находится в поле равной ответственности государства, объединений граждан и объединений бизнеса, основывает свою деятельность на принципе законности.

В тексте принципов сформулированы дополнительные по отношению к требованиям законов и иных нормативно-правовых актов обязательства, которые берет на себя некоммерческая организация в связи с тем, что рассматривает законность как безусловную ценность общественной жизни и поведения.

В этой связи НКО стремится обеспечить уважение права как в государстве, так и в самой организации, а также в ее взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Кроме того, с учетом специфики НКО, создающейся для защиты и реализации интересов своих членов, отдельных социальных групп или даже общества в целом, возможно участие НКО в формировании и изменении законодательства и общественном контроле.

Общий принцип, который стоит за рядом положений, устанавливающих ответственное поведение некоммерческих организаций: НКО это ответственная организация, в отличие от классических установок бизнеса и власти, где в первом случае превыше всего прибыль, во втором голоса избирателей. Этот принцип является аналогом принципа социальной ответственности бизнеса.

Прежде всего, организация отвечает перед обществом за свою «зону ответственности» т.е. за ту деятельность, которую она ведет в целях следования своей миссии. Здесь можно говорить о профессионализме и эффективности организации, о важной функции самоконтроля. Кроме того, организация «держит в голове» не только свои непосредственные цели, понимая, что кроме проблем, решением которых занимается она, и своей целевой группы есть и другие проблемы и нуждающиеся. В частности, любая НКО может следовать принципам соблюдения прав человека, гендерной демократии, устойчивого развития, проявлять солидарность с другими организациями, даже если это влечет дополнительные издержки.

Прозрачность и открытость НКО, прежде всего, для общества один из важнейших принципов работы организации. Известно, что население плохо информировано об НКО и их деятельности, а сами НКО не знают иногда даже коллег по сектору. Отсутствие прозрачности основа для подозрительности и недоверия к организации и сектору в целом со стороны общества, что подтверждается данными социологических исследований. В то же время прозрачность НКО демонстрирует силу организации, помогает решать ее проблемы, привлекать ресурсы, дает моральное право требовать прозрачности от государства.

Следование нормам этики, этичное поведение непременное условие в работе любой добросовестной некоммерческой организации вне зависимости от ее целей, организационно-правовой формы или сферы приложения усилий. Залогом существования и устойчивого развития НКО является поддержка со стороны общества, основанная на доверии к общественным институтам. Доверие, а как следствие и участие в деятельности НКО граждан, базируется на этичном, последовательном и честном поведении НКО в рамках их деятельности и различных взаимоотношений.

Комментарии к отдельным принципам

3. Принцип законопослушания

Законопослушание ответственное дело. Оно обеспечивается необходимыми организационными и административными мерами, а также материальными и финансовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы гарантировать эффективное соблюдение этого обязательства.

Некоммерческая организация, стремясь быть законопослушной, предпринимает разумные усилия по изучению нововведений в нормативно-правовой сфере, связанных с функционированием НКО. Планируя свою деятельность, организация обращает внимание на ресурсное и организационное обеспечение выполнения всех требований законодательства.

Обязательства по информированию сотрудников о правилах и правовых основаниях деятельности организации вытекают из стремления организации обеспечить уважение права внутри нее самой, а также обеспечить законную защиту членов и персонала НКО.

4. Принцип следования уставу

В той же мере, в которой некоммерческая организация вправе рассчитывать на безусловное выполнение властью и бизнесом законодательства и Конституции страны, НКО берет на себя обязательство руководствоваться уставом. Она внимательно и ответственно относится не только к его соблюдению, но и внесению в него необходимых изменений так, чтобы устав всегда оставался действительным сводом правил для ее деятельности. Даже в тех случаях, когда организация предпринимает меры, которые могут быть истолкованы двояко с точки зрения соблюдения конкретных норм законодательства, она твердо придерживается своего устава.

НКО берет на себя обязательство обеспечивать законность в своей деятельности достаточностью, актуальностью и достоверностью своих внутренних нормативных документов. Требование актуальности предполагает, что документы организации соответствуют современным требованиям законодательства и реально существующему состоянию организации. Достоверность документов предполагает отсутствие намеренных искажений, отражение реальной практики и системы функционирования НКО.

Важным и чуть более сложным в описании является требование достаточности. Специфика современной ситуации в России (становление законодательства об НКО, недостаточный учет специфики некоммерческой деятельности) не исключает возможность предъявления государственными органами избыточных требований к НКО, при которых затраты на администрирование (в т.ч. учет и отчетность) могут быть «несоразмерны» организации и отвлекать значительные ресурсы от выполнения уставных целей и содержательной деятельности. Именно поэтому некоммерческие организации берут на себя обязательства по исполнению требований законодательства в достаточном объеме (что не равно всем предъявляемым требованиям, но означает, что организация остается в правовом поле). К примеру, законным аргументом при избыточности требования ФРС о предоставлении комнаты при проверке НКО и размножении огромного количества копий документов должны быть обязательства перед членами организации о расходовании средств, прежде всего, на содержательную деятельность. Правило достаточности в самом общем виде позволяет решить конфликт между принципом законопослушания и нормой для организации руководствоваться целями создания НКО.

6. Принцип осознанного участия

К сожалению, во многих НКО сотрудники мало знают о ее работе, проектах, миссии или не могут внятно это объяснить. Предполагается, что НКО и ее руководитель прилагают определенные усилия, чтобы все, кто вовлечен в работу организации, знали сферу своей ответственности и свои права, понимали миссию организации, чем она занимается, каковы ее источники финансирования.

8. Принцип недопущения конфликта интересов

Под конфликтом интересов для данного документа мы понимаем ситуацию, при которой сотрудники или иные лица, принимающие участие в деятельности организации, могут быть лично заинтересованы в результате принятого решения или действия.

При принятии решений в подобной ситуации НКО действуют в рамках установленных внутренних процедур, исходя из соображений минимизации возможного вреда. Соображения выгоды или ощутимых преимуществ для себя или кого-либо из заинтересованных сторон в ущерб достижению целей деятельности организации, равно как нечестная конкуренция, этически неприемлемы.

10. Принцип открытости для заинтересованных сторон

«Заинтересованными сторонами» в данном документе считаются те люди, группы лиц, организации и структуры, которые проявляют обоснованный интерес к работе НКО, а также те, которые интересуют саму организацию, могут стать ее потенциальными донорами, партнерами, клиентами. Однако НКО вправе оградить себя от недобросовестного любопытства отдельных лиц или организаций.

11. Принцип информационной открытости

Понятно, что для каждой конкретной НКО объем достоверной информации и способ ее предоставления будут определяться собственными организационными и финансовыми возможностями. Кроме того, активное распространение информации о себе может ограничиваться возможностями НКО адекватно ответить на возросший запрос своей целевой группы. Однако подразумевается, что любая организация все же способна иметь основную информацию о своей деятельности хотя бы на листе бумаги или в скромном буклете, который можно (как визитную карточку) при необходимости дать желающим. При наличии ресурсов организации желательно иметь сайт или страничку в Интернете, при этом информацию важно регулярно обновлять.

12. Принцип конфиденциальности

Конфиденциальность информации, предполагающая соответствующие меры по ее защите, с одной стороны, определяется законом (персональные данные, изображение гражданина, коммерческая тайна, тайна следствия и др.). С другой стороны, организация вправе, при наличии достаточных оснований, ограничивать доступ и к иной принадлежащей ей информации, если такое ограничение прямо не запрещено законом. Так, например, может быть ограничен доступ к материалам мероприятий общественного контроля до их обнародования в порядке, определяемом самой НКО, либо к информации об источнике, предоставившем сведения на условиях анонимности.

При этом следует учитывать, что, согласно статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны».

Данный принцип отражает значимость наличия у НКО понятной, основанной на законе информационной политики, включающей защиту конфиденциальных сведений.

15. Принцип ответственного привлечения средств

Источники финансирования НКО очень разнообразны от частных пожертвований граждан до бюджетных средств, от иностранных благотворителей до российских компаний. Решение о получении средств как в результате своих собственных усилий (фандрайзинга), так и в результате получения предложения о таковом от потенциального донора является абсолютной прерогативой НКО.

В частности, организация может отказаться от получения средств от донора, не объясняя причины отказа.

Например, известно, что правозащитники стремятся избегать государственного финансирования, экологи финансирования от тех предприятий, которые потенциально являются загрязнителями окружающей среды, общества потребителей от производителей товаров потребления.

Это не только вопрос этики, это и вопрос общественного доверия. Получая поддержку из некорректного источника, НКО может потерять ее из других источников, а отсутствие доверия может обернуться тем, что даже при наличии средств организация не будет справляться с достижением своих целей. Диверсификация источников финансирования должна показывать, что организация не является критично зависимой от ограниченного круга доноров, что интересы, которые она преследует, не разбалансированы их интересами.

Помимо этических (независимость и баланс интересов) соображений относительно структуры источников финансирования НКО, есть еще два:

недостаточное финансирование порождает неверные ожидания у донора и сообщества. Взяв хоть какие-то средства, организация может не собрать требуемой для результата суммы. В итоге задачи проекта не будут решены. Необходимо ставить об этом в известность донора и не расходовать средства, пока не набрана сумма, гарантирующая ожидаемый результат. В некоторых случаях ответственная организация вообще откажется от предлагаемых средств;

один источник это признак финансовой неустойчивости (хотя во многих случаях это является нормой, например, для корпоративного фонда, финансируемого своим единственным учредителем). Даже при достаточном финансировании необходимо позаботиться о том, чтобы круг доноров расширялся. Наличие нескольких сбалансированных и устойчивых источников индикатор (широкой) общественной поддержки и, частично, защита от конфликта интересов.

16. Принцип добросовестной конкуренции

Конкуренция объективное явление, в ряде случаев НКО не могут не вступать в конкурентные отношения. В данном случае существенно, что конечная цель конкретных отношений удовлетворение общественного интереса, а не сама конкуренция, установление иерархии, дискредитация конкурента и т.п.

17. Принцип общественного контроля и участия в управлении

Данное обязательство может показаться излишним, поскольку их не может выполнить начинающая или маленькая, или специализированная (например, клубная) организация. В основе данного обязательства лежит приверженность представлениям о том, что НКО отвечают (как и органы власти) за реализацию общественных интересов, в т.ч. формулированием общественных требований, их продвижением вплоть до принятия соответствующих законов. Общественный контроль за социально значимыми процессами и деятельностью, включая деятельность органов власти, - это право, которое граждане реализуют в том числе и через НКО.

В данном случае взятое на себя обязательство отвечает формуле: «не должен, но имею право и стремлюсь».

18. Принцип самоограничения при спорной деятельности

Особого внимания в связи с требованиями законности заслуживает тот факт, что именно некоммерческие организации могут, реализуя защиту интересов своих членов, прибегать к деятельности, законность которой может быть оспорена (осуществлять спорные действия).

Как спорные могут быть расценены действия, являющиеся нарушениями имеющихся нормативных ограничений, например, временное блокирование дорог или некоторые формы акций гражданского неповиновения.

Однако, оставляя за собой такую возможность, НКО берут на себя обязательства прибегнуть к таким действиям только в случае, когда исчерпаны либо заведомо не имеют смысла все, не запрещенные законом, возможности, и принимают решение об использовании такой деятельности в соответствии с четкими и прозрачными правилами, принятыми в организации.

19. Принцип гражданской ответственности

В пределах их миссии, уставных целей и задач НКО призваны быть источником общественно значимой информации, способствовать расширению пространства гласности, в том числе открытости власти.

НКО обладают большими, чем каждый человек в отдельности, организационными и ресурсными возможностями информационного оборота, причем информация транслируется в двух направлениях: от общества власти и от власти обществу. Получая сигналы «снизу», от целевых групп, гражданских активистов, опираясь на собственные полевые исследования, НКО служат каналом передачи общественных проблем во властные инстанции. В то же время они доносят до общества актуальную для него информацию, получаемую из государственных и муниципальных органов.

Взятая на себя НКО ответственность за обеспечение информационной прозрачности власти, равно как за право своей аудитории быть услышанной, предполагает адекватное роли НКО толкование их права на доступ к информации в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статьей 8-й этого закона определено, что «организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности». Общественным интересам и роли НКО в обществе отвечает интерпретация этой нормы как обеспечивающей доступ гражданских организаций к любой информации, необходимой для решения текущих задач и достижения уставных целей. Все, что затрагивает сферу гражданской ответственности конкретной НКО, непосредственно касается ее прав и обязанностей. Таким образом, законом гарантировано получение НКО информации в таком объеме, который оправдывал бы общественные ожидания, связанные с той или иной НКО.

НКО-координаты. Основные принципы деятельности некоммерческих организаций в РФ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К СВОДУ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СВОД ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ СВОДА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Сайт создан СООО "Добрая Воля" в рамках Проекта по программе поддержки
НКО, согласно распоряжению Президента РФ N 628-рп от 15 декабря 2006 года
Добрая Воля - Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта