Гражданское общество Среднего Урала : на главную

Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта о нас история
База данных НКО
Проекты НКО
Вестник Вместе
Новости АСИ
Форум НКО
Полезные ресурсы
Регистрация НКО и общественных объединений
Налоговая отчетность
Свод основных принципов деятельности некоммерческих организаций

Налоговая отчетность

Материалы Круглого стола "Клуб бухгалтеров НКО". 19 июня 2007 г.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Добрая Воля

ИНН 6658035980 КПП 665801001

Российская Федерация,620014,

г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 2/5, оф.52

тел: (343) 377-78-53,

ф.: (343) 377-78-54.

Налог на добавленную стоимость и НКО

3.1 Общие сведения

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все организации, включая НКО, с момента государственной регистрации.

К основным особенностям исчисления и уплаты НДС в НКО относятся следующие:

НКО, как и остальные организации, не признают реализацией, а, следовательно, не включают в налоговую базу по НДС стоимость переданных основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества другим некоммерческим организациям «на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью» (пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

при продаже имущества НКО налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 ст. 154 НК РФ.

НКО не включают в налоговую базу по НДС целевое финансирование и целевые поступления, если получение этих средств не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг),

НКО имеют значительное количество льгот по НДС, в основном связанных с реализацией услуг, относящихся к социальной сфере,

для НКО, не имеющих объекта налогообложения, налоговый период составляет квартал;

суммы НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных в уставной деятельности НКО, вычету (возмещению из бюджета) не подлежат, а учитываются в их стоимости;

из буквального прочтения 21 главы НК РФ следует, что:

все безвозмездно оказанные услуги и переданные товары, за исключением переданных (оказанных) в рамках благотворительной деятельности, включаются в налоговую базу по НДС. Подробнее об этом будет рассказано ниже;

все расходы некоммерческой организации за счет целевых поступлений облагаются НДС, поскольку не относятся к расходам которые "принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций"[1]; href="http://e9.ru/admin/?section=additional&level=2&parent=1&s=new#_ftn2" name=_ftnref2>[2]

60

2700

Счет-фактура

принят к зачету НДС по деятельности, облагаемой НДС

68

19-1

2700

Счет-фактура,

выписка банка

2) Товары (работы, услуги) приобретаются исключительно для деятельности, освобождаемой от НДС в соответствии со ст.149 НК РФ.

В этом случае товары (работы, услуги), приобретаемые для такой деятельности, ставятся на учет по стоимости с учетом уплаченного налога. Иначе говоря, при приобретении услуг и работ, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль ("относимых на себестоимость"), сумма уплаченного налога также относится «на себестоимость» в момент фактического получения работ и услуг, а при приобретении материалов, основных средств и иного имущества сумма «входного НДС» включается в полную первоначальную стоимость приобретаемого имущества и относится «на себестоимость» не в момент принятия объектов на учет, а в момент списания материалов либо начисления амортизации по основным средствам и иному имуществу. Такой вывод следует, с одной стороны, из пункта 6 ПБУ 5/01 и пункта 8 ПБУ 6/01, а с другой стороны из пп.1 п.2 ст.170 НК РФ. Суммы "входного НДС" относятся на расходы в момент приобретения только у организаций, перечисленных в п.5 ст.170 НК РФ, т.е. у банков, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов.

Пример 16. Санаторно-курортная организация занимается оказанием платных услуг, освобожденных от НДС. Для данной деятельности приобретен компьютер стоимостью 10 тыс. руб. + НДС 18% 1800 руб., всего на сумму 11800 руб.

Бухгалтерские записи: >суммы налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период". Если же в отдельном налоговом периоде доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, то вся сумма уплаченного «входного» НДС подлежит вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Разумеется, здесь речь идет только о приобретениях с целью осуществления предпринимательской деятельности и/или платных услуг.

Пример 17. Университет (негосударственное образовательное учреждение) занимается оказанием платных образовательных услуг (лицензия имеется), а также имеет на балансе кафе, обсуживающее студентов и преподавателей. Из бюджета учреждение не финансируется. Для управленческих нужд приобретены канцтовары на сумму 5 тыс. руб. + НДС 18% 900 руб., всего на сумму 5900 руб. Выручка от услуг образования составила 80 тыс. руб., от кафе 20 тыс.руб. В конце месяца составляется бухгалтерская справка, в которой распределяется сумма "входного" НДС по услугам сторонних организаций между продажей услуг, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения.

Соответственно, доля необлагаемой выручки в общем объеме выручки составила 80%, доля облагаемой 20%. В этой же пропорции НДС по приобретенной бумаге будет частично включен в стоимость бумаги с последующим списанием на затраты, частично принят к зачету по деятельности, облагаемой НДС.

На основании справки в бухгалтерском учете производятся записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

оплачено за компьютеры

60

51

11800

Платежное поручение, выписка банка

получены компьютеры

08

60

10000

Накладная

Отражена сумма НДС,

уплаченная поставщику

19-2

60

1800

Счет-фактура

Невозмещаемый налог включен в стоимость объекта, используемого

в деятельности, освобожденной

от НДС

08

19-2

1800

Счет-фактура,

выписка банка,

бухгалтерская справка

Компьютер принят к учету в качестве объекта основных средств

01

08

11800[3]

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

оплачено за канцтовары

60

51

5900

Платежное поручение, выписка банка

Отражена сумма НДС,

уплаченная поставщику

19-3

60

900

Счет-фактура

получены канцтовары

10

60

5000

Накладная

Невозмещаемый налог включен в стоимость объекта, используемого

в деятельности, освобожденной

от НДС

10

19-3

720

Счет-фактура,

выписка банка,

бухгалтерская справка

принят к зачету НДС по деятельности, облагаемой НДС

68

19-3

180

Счет-фактура,

выписка банка,

бухгалтерская справка

Приведем пример из арбитражной практики по вопросу раздельного учета НДС по облагаемым и необлагаемым операциям.

Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа в Постановлении от 13 мая 2004 года Дело № А56-13726/03 отметил следующее:

"Согласно материалам дела Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и перечисления Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Военный институт физической культуры" (далее - Учреждение) в бюджет НДС за период с 01.01.2000 по 28.02.2003. По результатам проверки составлен акт от 25.02.2003, на основании которого, с учетом представленных налогоплательщиком возражений по акту проверки, Инспекцией принято решение от 04.04.2003 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 53516 руб. штрафа, а также о доначислении 267578 руб. НДС и 78551 руб. пеней.

В обоснование решения Инспекция указала на то, что в "приказе об учетной политике Учреждения не определен порядок налоговых вычетов по НДС в части облагаемой и не облагаемой НДС продукции (работ, услуг), а также не предусмотрен раздельный учет облагаемой и не облагаемой НДС продукции. Следовательно, заявитель неправомерно предъявил к вычету 764710 руб. НДС за 2000 - 2002 годы по приобретенным материалам (работам, услугам), которые использовались для осуществления деятельности, не подлежащей налогообложению НДС в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ".

Учреждение не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.

Удовлетворяя заявление Учреждения, судебные инстанции исходили из того, что Инспекция не представила доказательств размера вменяемого заявителю занижения объекта обложения НДС, а представленные Учреждением к проверке документы подтверждают обоснованность применения налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение и постановление судов считает не подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом статьи 170 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат обложению НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

Пунктом 4 статьи 149 НК РФ установлено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Как видно из материалов дела, заявитель, являясь государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования и реализуя в соответствии с лицензией военные образовательные программы, в 2000 - 2002 годах осуществлял деятельность, подлежащую и не подлежащую обложению НДС.

В соответствии с пунктом 3.4 устава Учреждения заявитель вправе осуществлять платную деятельность на основе договоров на оказание физкультурно-оздоровительных услуг, которая не является оказанием услуг в сфере образования по проведению Учреждением учебно-производственного процесса по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии.

За проверяемый период Учреждение оказало физкультурно-оздоровительных услуг на сумму 2778208 руб., с учетом 568929 руб. НДС. В целях качественного оказания этих услуг Учреждением производились расходы, связанные с оказанием данных услуг.

Факт ведения Учреждением раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, установлен судебными инстанциями, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией.

Кроме того, суды сделали правильный вывод о том, что налоговый орган документально не подтвердил предъявление Учреждением к налоговым вычетам сумм НДС по приобретенным материалам (работам, услугам), которые использовались заявителем для осуществления деятельности, не подлежащей обложению НДС.

Довод жалобы Инспекции о том, что судебными инстанциями не дана оценка справке Учреждения, содержащей расчет суммы НДС, подлежащей вычету, является несостоятельным, поскольку вывод суда о ведении налогоплательщиком раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, сделан в том числе и на основании указанной справки заявителя.

Кассационная инстанция также считает неправильным расчет суммы НДС, подлежащей зачету, данный в справке Учреждения, поскольку в общий объем выручки от оказания платных услуг, облагаемых и не облагаемых НДС, включено бюджетное финансирование, которое выручкой не является. Инспекция при проверке данное обстоятельство не учла, поэтому расчет Инспекцией суммы доначисленного НДС также является неправильным.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение и постановление судов являются законными и обоснованными и оснований для их отмены не имеется".

4) Товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления основной уставной непредпринимательской деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Напрямую порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость по приобретённым ценностям в указанном случае в Налоговом Кодексе не описан. Однако по смыслу ст.170 НК РФ, а также по прямому указанию п.6 ПБУ 5/01 и п.8 ПБУ 6/01 все суммы «входного» НДС для уставной деятельности подлежат включению в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг).

В практической деятельности возникает вопрос о необходимости использования счёта 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям" в основной деятельности НКО.

В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённой приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000, "счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам". План счетов не является нормативным актом и не содержит правовых норм.

Единственным официальным документом, предписывающим в обязательном порядке ведение 19 счёта всеми организациями, являются Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Министерства финансов России от 28 декабря 2001 г. № 119н (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 № 33н). Этот документ зарегистрирован в Минюсте РФ и касается только тех ценностей, которые учтены на счетах 10 и 41. В пункте 147 Методических указаний сказано: "налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" одновременно с оприходованием поступивших материалов. Налог не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах".

В отношении основных средств, нематериальных активов, работ и услуг документа, требующего в любых случаях ведение счёта 19 на момент подготовки книги не существует.

На практике автор рекомендует вести 19 счёт в случаях, когда НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС либо такая деятельность осуществляется наряду с предпринимательской деятельностью (платными услугами), освобожденной от НДС и (или) собственно некоммерческой деятельностью.

В иных случаях ведение в НКО счёта 19 не обязательно (с учётом вышесказанного при приобретении материалов).

Пример 18. Ассоциация занимается только основной уставной деятельностью, не связанной с предпринимательской деятельностью. Для этой деятельности приобретены информационные услуги по сопровождению справочной системы КонсультантПлюс на сумму 3000 рублей + НДС 18% 540 руб., всего на сумму 3540 руб. Оплата производится за фактически оказанные услуги.

Бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

Приняты к учету информационные услуги

26

60

3540

Акт об оказании услуг

Оплачено с расчетного счета

60

51

3540

Платежное поручение, выписка банка

Обратите внимание! В налоговой декларации по НДС сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, использованным для основной уставной деятельностью, не связанной с предпринимательской деятельностью, не отражается.

Пример 19. Фонд поддержки бисероплетения помимо основной уставной деятельностью занимается также предпринимательской деятельность (продажа изделий бисероплетения). За I квартал 2005 г. получены следующие доходы: добровольные пожертвования на уставную деятельность в сумме 20 тыс.руб., выручка от продажи изделий бисероплетения 118 тыс.руб., в т.ч. НДС 18%. За этот же период приобретены следующие товары и услуги:

сырье и материалы для производства изделий 47200 руб., в т.ч. НДС 18%

аренда зала у ОАО для проведения заседания попечительского совета Фонда 5900 руб., в т.ч. НДС 18%

канцтовары для офисных нужд 2360 руб., в т.ч. НДС 18%.

Очевидно, что НДС по приобретенным ценностям, уплаченный в связи с деятельностью по получению дохода, облагаемого НДС, будет принят к зачету;

налог на добавленную стоимость, уплаченный в связи с осуществлением уставной деятельности (заседание попечительского совета), будет включен в стоимость приобретенной услуги, которая списывается на расходы по смете.

Гораздо сложнее решить вопрос с отнесением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, уплаченного при получении ценностей и услуг, используемых для управления Фондом.

В главе 2 подробно рассматривался вопрос о распределении административных расходов между основной уставной и предпринимательской деятельностью в некоммерческих организациях. Там же было отмечено, что в настоящее время этот вопрос является очень спорным и некоммерческая организация, принявшая решение о распределении расходов между основной уставной и предпринимательской деятельностью, должна быть готова к неминуемому спору с налоговым органом в арбитражном суде.

В нашем примере исходим из предположения, что Фонд не имеет средств и организационных возможностей (в штате Фонда нет юриста) для судебных разбирательств с ИФНС по рассматриваемому вопросу.

Учитывая изложенное, НДС по приобретенным канцтоварам рекомендуем включить в стоимость материальных ресурсов и отнести на расходы по смете.

Бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

Оплачено с расчетного счета за сырье и материалы для производства

60

51

47200

Платежное поручение, выписка банка

Оплачено с расчетного счета за аренду зала у ОАО для заседания попечительского совета

60

51

5900

Платежное поручение, выписка банка

Оплачено с расчетного счета за канцтовары

60

51

2360

Платежное поручение, выписка банка

Получены сырье и материалы для производства

10

60

40000

Накладная

Отражена сумма НДС по сырью и материалам, уплаченная поставщику

19-1

60

7200

Счет-фактура

принят к зачету НДС по деятельности, облагаемой НДС

68

19-1

7200

Счет-фактура,

выписка банка

Сумма арендной платы списана на расходы по смете

26

60

5000

Договор аренды, счет за аренду

Отражена сумма НДС,

уплаченная ОАО за аренду

19-4

60

900

Счет-фактура

Невозмещаемый налог по аренде включен в расходы по аренде

26

19-4

900

Счет-фактура,

выписка банка,

бухгалтерская справка

получены канцтовары

10

60

2000

Накладная

Отражена сумма НДС по канцтоварам, уплаченная поставщику

19

60

360

Счет-фактура

Невозмещаемый налог по канцтоварам включен в стоимость канцтоваров

10

19

360

Счет-фактура,

выписка банка,

бухгалтерская справка

Признана выручка от реализации изделий бисероплетения

62

90

118000

Договор купли-продажи, накладная

Исчислен НДС с выручки от продажи товаров

90

68

18000

Счет-фактура

Получены добровольные пожертвования на уставную деятельность

51

86

20000

Платежное поручение, выписка банка

В налоговой декларации эти операции будут отражены так:

Фрагмент налоговой декларации по НДС

№ п/п

Налогооблагаемые объекты

Код строки

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

1

2

3

4

5

6

1.

Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога - всего:

020

100000

18

18000

..

.

..

..

..

..

1.5

Прочая реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных

прав, не вошедшая в строки 070 - 150 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость

170

100000

18

18000

..

.

..

..

..

..

1.5

Всего исчислено (сумма величин графы 4 строк 010 - 060, 220 - 270 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость; графы 6 строк 010 - 060, 220 270 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость)

300

100000

Х

18000

№ п/п

Налоговые вычеты

Код строки

Сумма НДС

1

2

3

6

7

Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежащая вычету

310

7200

в том числе:

7.7

по иным товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

317

7200

..

.

..

..

..

..

14

Общая сумма НДС, подлежащая вычету (сложить величины в строках 310,

320 - 360 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость и вычесть величину строки 370 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость)

380

7200

                   

Расчеты по НДС за налоговый период

1

2

3

6

15

Итого сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период (если величина строки 300 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость превышает величину в строке 380 раздела 2.1

декларации по налогу на добавленную стоимость, вычесть из величины строки 300 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость величину строки 380 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость

390

11800

3.5. НКО как налоговые агенты по НДС

В соответствии со ст.161 НК РФ некоммерческие организации могут являться налоговыми агентами по НДС.

Обязанности налогового агента по НДС возникают у НКО в трех случаях:

при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория России, у иностранных юридических лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах,

при аренде государственного и муниципального имущества,

при реализации на территории России конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей и т.п.

Рассмотрим вышеперечисленные ситуации на примерах.

Пример 20. Общественный фонд получил грант на получение научного проекта от организации включенной в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 923 от 24.12.2002. Бюджетом проекта предусмотрено, что контроль проекта и консультирование осуществляет иностранная компания, зарегистрированная в США. Эта компания не состоит на учете в налоговых органах на территории России. Расходы на услуги иностранной компании предусмотрены в бюджете проекта в размере 15 тыс. долларов США. Согласно пп.4 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации консультационных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

При перечислении оплаты за услуги иностранной компании общественный фонд обязан одновременно с данной операцией перечислить в федеральный бюджет сумму налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента.

Поскольку иных средств, кроме гранта, на уплату НДС у общественного фонда нет, сумма налога удерживается из дохода иностранного юридического лица, подлежащего перечислению.

Курс ЦБ РФ (дата перечисления) на 28.01.2005. равен 28.0025 руб./долл. Сумма налога, подлежащего уплате в качестве налогового агента, равна (15000 * 28.0025) * 18/118 = 64073 руб.

В налоговой декларации по НДС сумма налога будет отражена следующим образом:

Фрагмент налоговой декларации по НДС

Раздел 2.2. Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом

Наименование налогоплательщика иностранного лица, реализующего товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации (код строки 010)

Фирма Z, США

№ п/п

Налогооблагаемые объекты

Код строки

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

1

2

3

4

5

6

1.

Реализация товаров (работ, услуг), сумма налога по которым исчисляется и уплачивается организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента

050

420037

18/118

64037

..

.

..

..

..

..

1.1

по товарам (работам, услугам) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах

070

420037

18/118

64037

..

.

..

..

..

..

Обратите внимание! В налоговую базу включена не сумма, которая фактически перечисляется, а стоимость услуг по договору.

Помимо НДС, общественный фонд в соответствии со ст.310 НК РФ обязан удержать с доходов иностранного юридического лица налог на прибыль. По факту выплаты общественный фонд обязан представить в налоговый орган Налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденный Приказом МНС РФ от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@. В отличие от НДС, который будет перечислен налоговым агентом в валюте Российской Федерации рублях, налог на прибыль общественный фонд обязан перечислить в валюте платежа (п.1 ст.310 НК РФ).

По мнению автора, суммы налога на прибыль и НДС общественный фонд налоговый агент должен отнести за счет гранта.

Бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

Начислена задолженность за услуги иностранной компании

(15000 * 28.0025)

20

60

420037

Бюджет гранта, договор

Удержан налог на добавленную стоимость по услугам иностранной организации, местом реализации которых является территория Российской Федерации

60

68

64037

Бухгалтерская справка

Удержан налог на прибыль по услугам иностранной организации, местом реализации которых является территория Российской Федерации

(15000 * 28.0025)/24%

60

68

100809

($3600)

Акт передачи, договор пожертвования

Перечислен НДС

68

51

64037

Платежное поручение, выписка банка

Перечислен налог на прибыль ($3600)

68

52

100809

Заявление на перевод, выписка банка с валютного счета

Перечислено иностранной компании (420037 64037 100809)

60

52

255191

Накладная, счет-фактура

Пример 21. Ассоциация арендует помещение площадью 100 кв.м. у Комитета по управления городским имуществом. Предпринимательской деятельностью ассоциация не занимается. Договором аренды предусмотрен размер арендной платы в размере 4000 руб. за 1 кв.м. в год. Месячная сумма арендной платы составляет 4000 * 100 / 12 = 33333 руб.

Согласно п.3 ст.161 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому объекту арендованного имущества.

Одновременно с перечислением суммы арендной платы ассоциация обязана удержать налог на добавленную стоимость из сумм, подлежащих уплате Комитету по управления городским имуществом и уплатить его в бюджет.

Раздел 2.2. в составе налоговой декларации по НДС ассоциация представит за тот налоговый период, в котором уплачен налог.

Поскольку налог возник в связи с арендой муниципального имущества, используемого в уставной деятельности, он будет отнесен на ту же статью бюджета (сметы), что и сама аренда.

Бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

Начислена сумма арендной
платы за месяц

26

76

33333

Договор,
Счет за услуги аренды

Удержана с арендодателя
сумма НДС по арендной
плате

76

68

5085

Накладная, счет-фактура

НДС по арендной плате
перечислен в бюджет

68

51

5085

Платежное поручение, выписка банка по
расчетному счету

Перечислена арендодателю
сумма арендной платы

76

51

28248

Выписка банка по
расчетному счету

Фрагмент налоговой декларации по НДС

Раздел 2.2. Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом

Наименование арендодателя (органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления) (код строки 010)

Комитет по управлению имуществом г.Новосибирска

№ п/п

Налогооблагаемые объекты

Код строки

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

1

2

3

4

5

6

1.

Реализация товаров (работ, услуг), сумма налога по которым исчисляется и уплачивается организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента

050

33333

18/118

5048

..

.

..

..

..

..

1.2

по услугам органов государственной власти и управления и органов

местного самоуправления по предоставлению в аренду федерального

имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества

090

33333

18/118

5048

3.6. НДС при продаже имущества НКО

При продаже имущества, которое числится в учете вместе с суммой НДС, уплаченным при приобретении имущества, в соответствии с п.3 ст.154 НК РФ налоговая база определяется как разница между рыночной ценой реализуемого имущества и остаточной стоимостью этого имущества.

Организация имеет право продать имущество по любой цене, а для целей налогообложения цена, применяемая организацией, может контролироваться налоговыми органами только в случаях, предусмотренных п. 2 ст.40 Налогового кодекса РФ.

К указанным случаям относятся:

а) внешнеторговые сделки,

б) товарообменные (бартерные) операции,

в) сделки между взаимозависимыми лицами,

г) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если организация продает излишнее имущество за денежные средства (наличные или безналичные) резиденту (юридическому или физическому лицу) не связанному с этой организацией ни прямо, ни косвенно, и не занимается такой деятельностью, как основной, то налоговые органы не вправе контролировать в целях налогообложения применяемую Вами цену.

Пример 22. В 2002 году НКО приобрела компьютер стоимостью 15 000 руб. (в т.ч. НДС 2 500 руб.) и использовала его в основной уставной непредпринимательской деятельности. Амортизация в бухгалтерском учете по этому компьютеру не начислялась, следовательно, остаточная стоимость равна первоначальной. В 2005 году компьютер в связи с заменой был продан постороннему юридическому лицу (ЗАО), с которым НКО не состоит в иных договорных отношениях, ЗАО не является учредителем (членом, участником) данной НКО, не является по отношению к ней донором и т.д. Продажа компьютера является единственной сделкой в календарном году по продаже имущества данной некоммерческой организации.

Сумма продажи составила:

вариант а) 18 000

вариант б) 15 000

вариант в) 12 000

Налоговая база составит:

вариант а) 18000-15000=3000 рублей

вариант б) 15000-15000=0 рублей

вариант в) 12000-15000= 3000, т.е. 0 рублей.

Счет-фактура будет выписываться в рассматриваемой ситуации в особом порядке. Управление МНС России по г. Москве в письмах от 11 мая 2004 г. N 24-11/31157, от 12 октября 2004 г. N 24-11/65554 и др. разъяснило этот порядок: "В счете-фактуре, оформляемом при реализации такого имущества (основных средств), в графе 1 делается пометка "с межценовой разницы", в графе 5 отражается "межценовая разница" с учетом НДС, в графе 7 - ставка налога на добавленную стоимость в размере 18/118 процента, в графе 8 - сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке, и в графе 9 - стоимость реализованного имущества. При этом в графе 4 "Цена товара" счета-фактуры указывается полная цена реализации, а не межценовая разница. Покупатель такого имущества согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса вправе принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость, указанную в счете-фактуре, то есть исчисленную с разницы между ценой приобретения и ценой реализации".

Фрагмент счета-фактуры

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)

Единица
измерения

Коли-
чество

Цена (тариф)
за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога

В том числе акциз

Налоговая ставка

Сумма
налога

Стоимость товаров (работ, услуг), всего
с учетом налога

Страна происхождения

Номер грузовой таможенной декларации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Продажа компьютера (с межценовой разницы)

Шт.

1

18000

3000

--

18/118

458

18000

---

---

Всего к оплате

18000

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по этой операции, равна 3000х18/118=458 руб. только в первом варианте.

В налоговой декларации продажа компьютера по варианту 1 будет отражена так:

Фрагмент налоговой декларации по НДС

№ п/п

Налогооблагаемые объекты

Код строки

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

1

2

3

4

5

6

1.2

Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога

100

3 000

18/118

458

Во втором и третьем вариантах данных для заполнения строки 100 Декларации нет.

Если НКО не уплачивала НДС при приобретении имущества (например, имущество было получено безвозмездно либо приобретено у продавца без НДС), то налоговая база при реализации этого имущества определяется не на основании п. 3 ст. 154 НК РФ, а на основании п. 1 ст. 154 НК РФ, т.е. с полной суммы продажи.

Пример 23. НКО 14.12.2001 г. получила в качестве пожертвования офисное здание (нежилое помещение). Стоимость здания по данным независимой оценки 10 млн. рублей. В марте 2005 г. здание было продано за 8 991 600 руб. Налоговая база в данном случае определяется без НДС, т.е. составляет 7 620 000 руб., налоговая ставка равна 18%, сума налога к уплате равна 1 371 600 руб. В налоговой декларации по НДС операция по продаже здания будет выглядеть так:

Фрагмент налоговой декларации по НДС

№ п/п

Налогооблагаемые объекты

Код строки

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

1

2

3

4

5

6

1.

Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога - всего:

020

7 620 000

18

1 371 600

..

.

..

..

..

..

1.5

Прочая реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных

прав, не вошедшая в строки 070 - 150 раздела 2.1 декларации по налогу на добавленную стоимость

170

7 620 000

18

1 371 600

Счет-фактура будет выставлен при продаже здания в обычном порядке.

Пример 24. НКО приобрела комплект офисной мебели у организации, освобожденной от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ. При продаже мебели налоговая база будет определяться аналогично примеру 23.

3.7. Льготы по налогу

Все льготы, предусмотренные по НДС, можно разделить на 2 группы: льготы, по которым налогоплательщик имеет право отказаться от применения льготы (п. 3 ст. 149) и льготы, по которым отказ от применения льготы не допускается (п. 1 и 2 ст. 149).

Из видов деятельности, которыми могут заниматься НКО, освобождается от налогообложения

· реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149)

ФНС России считает, что данная льгота предоставляется только при наличии лицензии на образовательную деятельность (п. 6.6 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, с изм. и доп.). Арбитражная практика опровергает данное утверждение, как расширительно толкующее законодательство.

Из постановления Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 15 июня 2004 года по делу № А05-12688/03-20:

"Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

В соответствии с пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как правильно указал суд первой инстанции, осуществляемая налогоплательщиком деятельность по оказанию услуг по проведению с несовершеннолетними детьми физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий в кружках и секциях не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию на основании Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Кроме того, согласно пункту 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ФГУП "Завод "Полярная звезда" правомерно не облагало налогом на добавленную стоимость услуги по проведению с несовершеннолетними детьми физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий в кружках и секциях".

· реализация лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа (пп.9 п.2 ст.149);

· реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (пп.10 п.2 ст.149). Этот подпункт вводится в действие с 1 января 2004 года. Согласно статье 27 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действии части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» до 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах ЖСК, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду);

· реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса (пп.14 п.2 ст.149).

Если какой-либо вид образовательной деятельности по законодательству не лицензируется, то льгота по этому виду деятельности не предоставляется. Например, пп "а" п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", устанавливает, что не подлежит лицензированию, в частности, образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. НКО, осуществляющие данный вид деятельности, уплачивают НДС по этой деятельности.

В большинстве случаев льгота, предусмотренная пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, действует только в период действия лицензии на образовательную деятельность. Однако рассматривая жалобу некоммерческой организации, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа в Постановлении от 11 октября 2004 года по делу № А56-11012/04 отметил следующее.

"Признавая неправомерным применение Учреждением льготы по налогу на добавленную стоимость, установленной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, за период с 10.10.2002 по 31.12.2003, налоговая инспекция ссылается на то, что в этом периоде Учреждение не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Однако судом первой инстанции установлено, что Учреждение в установленные сроки представило необходимые документы для получения лицензии, однако лицензия была выдана несвоевременно, поскольку процедура лицензирования проходила параллельно с аттестацией и аккредитацией в период с 21.10.2002 по 23.04.2004. Этот вывод суда подтверждается материалами дела - письмом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 05.12.2003 № 4035-ОК и ГС (лист дела 68).

Кроме того, налоговая инспекция не опровергла в установленном порядке довод Учреждения о том, что спорные суммы налога на добавленную стоимость доначислены по кружковой образовательной деятельности, которая не подлежит лицензированию в силу пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Кассационная инстанция считает законным и обоснованным и вывод суда о признании неправомерным доначисления налоговой инспекцией Учреждению налога на добавленную стоимость по услугам гардероба и охраны.

Суд первой инстанции обоснованно признал эти услуги необходимой составляющей частью образовательного процесса и иной сопутствующей деятельности Учреждения, связанной с обеспечением образовательного процесса.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает соответствующим нормам налогового законодательства решение суда о признании недействительным решения налоговой инспекции в оспариваемой налоговым органом части, касающейся доначисления налога на добавленную стоимость по указанным эпизодам, взыскания пеней и наложения штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ".

Многие образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность и обеспечивающие учащихся (студентов, слушателей) питанием, сталкиваются с позицией налоговых органов, требующих раздельного ведения учета и уплаты НДС со стоимости услуг по питанию. Так, УМНС России по г. Москве в письме от 28 января 2003 г. № 24-11/05512 сообщает следующее:

"Реализация образовательной организацией дополнительных услуг, в частности, обеспечение учащихся питанием и проживанием облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, реализация учебной литературы в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ подлежит обложению по ставке 10%. В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается".

Арбитражная практика опровергает данные требования. В Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2003 г. по делу № КА-А40/8999-03 отмечается следующее:

"Ссылка Инспекции на необходимость налогообложения реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (услуг, работ) как собственного производства, так и приобретенных на стороне, вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, в том числе приобретение на стороне и реализация готовых продуктов питания учащимся, не принимается судом кассационной инстанции.

В силу пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" обеспечение учащихся питанием не является реализацией в соответствии со ст. 146 НК РФ и не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Кроме того, обязанность Учреждения организовать питание учащихся предусмотрена в договорах на обучение, что не опровергается налоговым органом, и в данном случае затраты на организацию питания учащихся являются частью образовательного процесса".

Однако если оплата за дополнительные услуги договором на обучение не предусмотрена и взимается помимо оплаты за образовательные услуги, то на стоимость таких услуг НДС начисляется в общеустановленном порядке. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа в Постановлении от 8 сентября 2003 г. по делу № А56-4785/03 считает, что "услуги по выдаче справок, дубликатов и оформлению документов не являются услугами по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, а следовательно, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость".

· реализация ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ) (пп.15 п.2 ст.149).;

· реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (пп.19 п.2 ст.149). Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. № 1046, с изм. и доп.

· реализация оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства (пп.20 п.2 ст.149), к которым, в частности, относятся:

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Из содержания нормы Кодекса неясно, обязательно ли для получения данной льготы иметь организационно-правовую форму учреждения, или она (льгота) может быть предоставлена некоммерческим организациям любых организационно-правовых форм, занимающихся данным видом деятельности и имеющим соответствующие коды ОКВЭД.

· работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (пп.21 п.2 ст.149).

Согласно ст.3 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" организация кинематографии это "организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи".

· реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем1, href="http://e9.ru/admin/?section=additional&level=2&parent=1&s=new#_ftn5" name=_ftnref5>[4];

· реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (пп.2 п.3 ст.149).

Разъяснения ФНС России и многочисленная арбитражная практика по этому вопросу свидетельствуют, что льгота, предусмотренная пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, действует только при одновременном выполнении условий: производство и реализация товаров (работ, услуг). Реализация товаров, приобретенных на стороне общественными организациями инвалидами, их союзами, учреждениями и хозяйственными обществами, облагается НДС в общеустановленном порядке. Правильность данного толкования Налогового кодекса РФ подтверждена, в частности, Определением Конституционного Суда РФ N 156-О от 08.04.2003, Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 мая 2002 года N 11432/01, от 27 августа 2002 года N 11351/01 и другими судебными актами;

· оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами (пп.7 п.3 ст.149).

· передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров (пп.12 п.3 ст.149). Специально подчеркнем, что в тексте этого подпункта речь идет именно о благотворительной деятельности, а не о деятельности благотворительных организаций. Иначе говоря, любая организация, фактически осуществляющая благотворительную деятельность, может воспользоваться данной льготой. Никакой дополнительной регистрации в качестве благотворительной организации для получения этой льготы не требуется, как не требуется включение в какие-либо перечни, списки, получение паспортов и сертификатов благотворительных организаций.

Пункт 26 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса Российской Федерации (приложение к Приказу МНС России от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447) предусматривает порядок подтверждения льготы, при котором в налоговые органы представляются следующие документы:

договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;

копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно получе

Заявление о продолжении деятельности - 2009
Материалы Круглого стола "Клуб бухгалтеров НКО Урала", 19 июня 2007
Материалы Круглого стола "Клуб бухгалтеров НКО Урала", 19 июня 2007, Екатеринбург
Материалы Круглого стола "Клуб бухгалтеров НКО Урала", 19 июня 2007.
Материалы Круглого стола "Клуб бухгалтеров Урала", 19 июня 2007, Екатеринбург
Материалы Круглого стола "Клуб бухгалтеров НКО". 19 июня 2007 г.
Материалы Круглого стола "Клуб бухгалтеров Урала", 19 июня 2007 г.
Материалы круглого стола "Клуб бухгалтеров НКО Урала", май 2007
Материалы круглого стола "Клуб бухгалтеров Урала", май 2007
Материалы круглого стола "Клуб бухгалтеров и аудиторов НКО", апрель 2007
Материалы круглого стола "Клуб бухгалтеров и аудиторов НКО", апрель 2007
Книга учета расходов и доходов
Перечень администраторов, осуществляющих контроль за поступлениями в бюджет на территории муниципального образования "город Екатеринбург"
Упрощенная система налогообложения
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ В ФРС
БУХГАЛТЕРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОРЯДКУ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ЕЖЕГОДНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ (ФСР)
ОТЧЕТНОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ НАЛОГОВУЮ СЛУЖБУ
"БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НКО". Материалы круглого стола от 19.03.2007
"БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НКО". Материалы Круглого стола от 19.03.2007 (Часть II)
Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих и общественных организациях
НОВЫЕ ПРАВИЛА ОТЧЕТНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ НКО
ВИДЫ НАЛОГОВ
Сайт создан СООО "Добрая Воля" в рамках Проекта по программе поддержки
НКО, согласно распоряжению Президента РФ N 628-рп от 15 декабря 2006 года
Добрая Воля - Ресурсный центр НКО : на главную страницу сайта